Запреты и предписания воспитывают у детей будущие гендерные роли

Нэнси Рис, американский антрополог изучала повседневную русскую культуру в 1990е годы: ее исследование заключалось в том, что она ходила, ходила, ходила в гости и наблюдала, наблюдала, наблюдала. В результате она написала прекрасную книжку «Русские разговоры» — о том, как выстраивается в России мужское и женское повеление в быту, и как по-разному разговаривают мужчины и женщины и от чего это зависит.

Девочкам старшие родственники назидательно говорят: «чище моем пальчики, чтоб любили мальчики», а также: «если тарелка не будет чистой, то муж будет некрасивый». Мы все знаем, что «нельзя сидеть на углу — семь лет замуж не выйдешь» (варианты: «семь мужей будет», или хороший вариант «муж с углом будет»), но кроме этой «народной инструкции» есть и другие — и имя им легион.
Гендерные роли воспитываются в культуре с помощью вот таких вот незаметных и даже в чем-то милых запретов и предписаний, которые, между прочим, изначально устроены на симпатической магии (если А похоже на Б, значит, А может повлиять на Б: неправильная уборка сейчас — кривой муж потом). Но с помощью таких милых брачных инструкций программируется правильное традиционное поведение — надо рано выйти замуж, муж должен быть внешне приличный и чтобы не пил и тебя не бил. Это сообщает и мама и бабушка, невзначай, но ты быстро усваиваешь, что надо делать, чтобы быть хорошей: «не сиди на двух стульях — будет два мужика одновременно», «штанина джинсов/подол юбки грязный — муж будет пьяницей», «если плохо вытираешь пыль, муж лысый будет», «моешь пол не насухо — муж будет пьяницей», «не закончишь мытье пола — муж будет рябой», «муж также будет рябой, если ты рукой сметаешь крошки со стола», «если ты неаккуратно моешь посуду — муж будет пьяницей» и так далее. Обратим внимание, что девочка лишена субъектности в своем будущем — не она выбирает супруга, а он у нее появляется сам
…Продолжение см. ниже


реклама от администратора сайта

Помощь психолога, психотерапевта, психиатра . Клинический гипноз. Консультации кризисных пар. On-line консультации 
Терапевтические группы. Кабинет в центре. Парковка. ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск,
ул.Мельникайте, 2-503А, +375 29 1188838 (А1)                                 р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО «АЛЬФА-БАНК»                        ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ — ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ — тут.     Посещение — после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП). Рассрочка по программе «ХАЛВА» — при предоплате (рассрочка 2 мес) 5-ти сеансов по согласованному графику, либо (рассрочка 3 мес) 10-ти сеансов , с предварительным одобрением графика посещений. Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COMРасписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)

по себе. Мальчикам такие инструкции даются сильно реже, и претензии при этом не к хозяйственной деятельности, а почти исключительно к внешнему виду или образу действий: «не ешь в шапке, теща/жена глухая будет», «не оставляй недоеденным, а то невеста рябой будет». Наша культура формально и неформально сильно изменилась, но вот тут традиционные взгляды на воспитание сильны. И как показывает пример в начале, они никуда не делись.

В публикации были использованы материалы из источника: TG-канала
«(Не)занимательная антропология» Александры Архиповой

Надежным путеводителем к несчастью могут служить народные пословицы и поговорки. Являясь выражением так называемого здравого смысла или некоего таинственного инстинкта истины, народная мудрость таит для нас неисчерпаемый источник вдохновения. Главное, не обращать никакого внимания на то, что для всякого из этих изречений всегда можно найти другое, имеющее совершенно противоположный смысл. Взять хотя бы «Береженого бог бережет» и «Волков бояться – в лес не ходить» или «Поспешишь – людей насмешишь» и «Куй железо, пока горячо». Просто надо раз и навсегда выбрать какое-нибудь одно такое изречение и сделать его главным ориентиром повседневного поведения, своим кредо, символом собственного «Я». Отсюда нетрудно прийти к убеждению, что на свете существует только одна правильная точка зрения и она по странной случайности совпадает с вашей собственной. А тут уж всего один шаг до утверждения, что мир устроен неправильно и в нем все идет не так, как нужно.

Здесь, кстати, уже можно заметить разницу между настоящим профессионалом и жалким дилетантом. Последний еще иногда может, обреченно пожав плечами, смириться с неизбежным несовершенством этого мира. Но тот, кто верен себе до конца, истинный мастер своего дела, никогда не унизится до такого жалкого компромисса. Оказавшись перед выбором между миром, каков он есть, и миром, каким он, по его убеждению, должен был бы быть, – тем же самым роковым выбором, который еще в незапамятные времена занимал умы древних индуистских философов, – профессионал без всяких колебаний предпочтет второе и с негодованием отвергнет первое. Стойкий капитан корабля, с которого уже давно сбежали даже последние крысы, он отважно пустится в плавание по бурному ночному морю. Остается только сожалеть, что в этом арсенале мудрых изречений нет одного, которое было известно еще древним римлянам: Ducunt fata volentem, nolentem trahunt или, проще говоря, «судьба желающего ведет, а нежелающего тащит».
А уж следовать голосу здравого смысла или подчиниться воле судьбы наш герой отнюдь не расположен, причем это упорное неприятие реальности со временем приобретает у него весьма своеобразные формы, превращаясь в некую всепоглощающую навязчивую идею, почти наваждение. В своем стремлении всегда и во всем быть верным себе он все больше проникается духом отрицания, ведь отказаться от этого значило бы для него изменить самому себе. Уже тот факт, что кто-то посоветовал ему поступить тем или иным образом, служит для него самым веским основанием, чтобы этот совет был безоговорочно отвергнут даже в том случае, если с объективной точки зрения он сулит известные выгоды. (Зрелость, как определил ее один из моих коллег, – это способность человека принять решение даже вопреки тому, что оно совпадает с советами собственных родителей.)
Но и это еще не предел. Настоящий гений собственного несчастья – это тот, кто способен достигнуть воистину заоблачных высот и героически отвергнуть даже то решение, которое представляется наиболее разумным ему самому, оставаясь глухим к доводам собственного рассудка. Так змея, не довольствуясь возможностью укусить свой хвост, потихоньку начинает пожирать сама себя. Надо ли говорить, что достигаемое при этом ощущение несчастья просто не поддается никакому сравнению.
Конечно, для менее одаренных читателей состояние такого полного и безысходного отчаяния остается желанным, но, увы, недостижимым идеалом.

Добавить комментарий