ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

psycho-BY-188Поведенческая (бихевиоральная) терапия направлена на изучение связи между бывшими проблематичными формами поведения и внешними раздражителями, которые их обусловили. Научной базой поведенческой психотерапии является теория бихевиоризма. Поведенческая терапия чаще является краткосрочным лечением, которое ограничивается оговоренным заранее числом сеансов. Внимание сосредоточивается на поведении пациента в настоящее время и на том, как оно развивалось на определенном отрезке времени. При этом под термином «поведение» подразумеваются не только заметные со стороны модели поведения, но и мысли, чувства и соматические реакции. В процессе поведенческой терапии успех часто наступает раньше, чем при других видах психотерапии, и более конкретен. Поведенческая терапия, как правило, сосредоточена на анализе условий, входящих в круг проблем, она в высшей степени зависит от тщательной оценки нарушений поведения, подлежащих лечению, а также от степени сотрудничества пациента с врачом и его участия в лечении. Поэтому психотерапевт всегда начинает знакомство с пациентом с конкретного выяснения и разъяснения ему в понятной и убедительной форме модели расстройств его поведения. Только когда потребность пациента в разъяснении удовлетворена и вытекающая из нее стратегия предстоящей терапии абсолютно ясна, станет возможным активное сотрудничество и возрастает личная ответственность пациента за ход лечения. Поведенческая терапия применяется при широком спектре расстройств: при психических и так называемых психосоматических, а также при чисто соматических заболеваниях. Методы поведенческой терапии применяются изолированно или вместе с другими видами терапии. Они особенно полезны при лечении страхов, в частности при панических расстройствах, фобиях, а также депрессиях и других аффективных расстройствах, нарушениях приема пищи, сексуальных проблемах, шизофрении, асоциальном поведении, расстройствах сна и внимания, гиперактивности, аутизме, трудностях в обучении и других нарушениях развития в детском возрасте, а также при языковых и разговорных проблемах. Кроме того, поведенческая терапия предоставляет возможности для преодоления стрессов и лечения клинических проявлений повышенного кровяного давления, головных болей, астмы и определенных желудочно-кишечных заболеваний, в частности энтеритов и хронических болей. Многие методы борьбы со стрессами, включая биологическую обратную связь и тренировку с целью релаксации, являются ничем иным, как видами поведенческой терапии. Методы поведенческой терапии объединяют множество стратегий, методов и отдельных методик, которые опираются на самые различные теории и модели психологии как научной дисциплины о поведении и переживаниях человека. Наряду с непосредственным успехом — ликвидацией проблемных форм поведения — пациент испытывает чувство обновленного доверия к самому себе, самоуважения и осознания своей силы. «Если я могу это, то справлюсь со всем!» В то время как отдельные формы психодинамической терапии ведут начало от теории и практики Зигмунда Фрейда, то исток поведенческой терапии — научная психология и, в частности, отдельные ее разделы, в числе которых работы по экспериментальной психологии русского физиолога Павлова, американских психологов Уотсона и Скиннера и многих других. Так же как и психодинамическая терапия, поведенческая терапия со времени своего возникновения значительно продвинулась вперед как в теории, так и в практике. В отличие от описанных выше терапевтических методов, центром тяжести и точкой приложения терапевтических усилий в поведенческой терапии являются поступки индивидуума, их пусковые механизмы, а не их значение и причины для их свершения. Методы поведенческой терапии используют специфические модели для объяснения возникновения и стойкости психических расстройств и базируются на достижениях экспериментальной и когнитивной психологии, а также психофизиологии, педагогической психологи и социальной психологии. При этом предполагается, что каждый человек имеет свою личную и отчасти только ему принадлежащую историю, которая выясняется анализом поведения и условий до начала лечения. Индивидуальные особенности (характер поведения, мысли, чувства или физические особенности) приходят в критическое столкновение с условиями окружающей среды и ситуаций, что может стать причиной болезненного,проблематичного или симптоматического поведения. В случае внезапной панической атаки критические «пусковые» условия могут вызвать тяжелую, опасную для здоровья стрессовую реакцию, выражающуюся в, например, внезапном необъяснимом сердцебиении в переполненном вагоне метро, бессоннице или др. чрезмерных реакциях организма. Эти одновременно действующие факторы,автоматически включающие воспоминание о некой ситуации, возможно, угрожавшей жизни, могут, усиливая действие друг друга, создавать своего рода «заколдованный круг» и привести к появлению панической атаки. Если этот процесс связан с определенной ситуацией, например пользованием общественным транспортом, то пациент будет склонен избегать в будущем подобной ситуации. Такое поведение еще больше усиливает страх перед тем, что однажды уже пережитая ситуация может повториться. Если такое стремление избежать «опасной» ситуации находит поддержку, это может привести к быстрому развитию панической атаки и агорафобии. У человека, который боится пережить опасный для жизни несчастный случай, может развиться сопротивление или страх выполнения какого-либо действия, вследствие чего он способен отказаться от значимого для него поведения. Это неадекватно закрепившееся приспособленное поведение может быть, однако, вновь улучшено. В зависимости от характера трудностей, переживаемых пациентом, возможен выбор метода, который поможет ему справиться с ними. Сюда могут быть отнесены конфронтирующие методы для преодоления страхов, а также экспозиционные методы, когда психотерапевт наглядно обучает пациента тому, как он может облегчить свои переживания тревожащей его ситуации, представляя ее себе мысленно или инсценируя в реальности. С помощью такого подхода старые закрепившиеся условно-рефлекторные процессы могут быть медленно и постепенно погашены. Кроме того, при многих расстройствах, например социальной фобии, заметную роль играет процесс изучения определенных моделей. Это означает, что люди на основании собственных наблюдений за поведением других (включая и его последствия) переносят это поведение на себя или же обдумывают и самостоятельно изменяют свое поведение. Методики поведенческой терапии. — Тренировка расслабления и снятия напряжения Для того чтобы научиться расслаблять свою мускулатуру и снимать напряжение, проводится ряд упражнений, во время которых пациенту предлагается попеременно напрягать и расслаблять мышцы, соблюдая последовательность включения отдельных мышечных групп, начиная с пальцев ног и оканчивая головой. Эти упражнения продолжаются до 30 минут и служат исходной позицией для применения других терапевтических методик, в частности десенсибилизации. При этом пациент обучается лучше дифференцировать свои ощущения во время мышечного напряжения и расслабления и в дальнейшем может применять это приобретенное умение в трудных ситуациях. Сходное действие имеет и аутогенная тренировка. Системная десенсибилизация После упражнений на расслабление пациентам постепенно предлагается столкновение с неприятными ситуациями, способными провоцировать страх. Психотерапевт пользуется этим методом, мало-помалу противопоставляя себя пациенту и предлагая ему решать все более сложные ситуации с участием устрашающего объекта или персоны, или побуждает пациента представить себе такую конфронтацию. Так, например, пациента, испытывающего страх перед пользованием лифтом, провожают до двери лифта, поощряют его зайти в кабину, закрыть за собой дверь и пробыть там пару минут, прежде чем выйти. В последующие дни — проделывать то же самое и подняться на один этаж, затем на два и так до тех пор, пока пациент не научится пользоваться лифтом без страха. Повторная конфронтация с агентом, провоцирующим страх, позволяет постепенно разрушить эту реакцию страха. Методы конфронтации^ Конфронтационная терапия предоставляет пациента его страхам не постепенно, а после небольшой подготовки одномоментно, по принципу вскочить в седло тотчас после того, как ты был сброшен с лошади. Такая тактика продолжается до тех пор, пока в рамках контролируемой ситуации пациент не обучится преодолевать страх. Упражнения могут начинаться с того, то пациенту предлагают представить себе определенную ситуацию, а в некоторых случаях предлагается непосредственное столкновение с реальной ситуацией. Так, например, пациента, испытывающего страх перед лифтом, сопровождают при подъеме и спуске, которые могут продолжаться не один час. В других случаях после подготовки пациенту предлагают представить себе устрашающий несчастный случай, который мог бы с ним приключиться после того, как он захлопнет за собой дверь лифта. Самоконтроль, саморегуляция и самоукрепление Большинство «самовоспитательных» методик применяется не только для уменьшения отклонений в поведении, но и для изменения мыслительных процессов. Пациенты исследуют и оценивают особенности собственного поведения, особенно те, которые желательно изменить. Они обучаются тому, как похвалить или наказать самого себя. Такое самопоощрение, заслуживающее похвалы, состоит в том, чтобы поздравить себя с самостоятельным выполнением ранее неосуществимой задачи — «Лиза, ты просто прелесть!» — радуется пациентка, страдающая «блокадой письма», когда ей удалось преодолеть внутренне сопротивление и написать на бумаге пару абзацев. Методы самоконтроля и самовоспитания часто применяются для преодоления дурных привычек, например привычки «слишком много есть». В таких случаях рекомендуется, чтобы пациент записывал, когда и что он съел и как при этом себя чувствовал (протокол самоконтроля), и находил бы приемлемые для себя формы похвалить себя, если ему удается соблюдать диету. Поведенческие упражнения, тренировка самоуверенности, обучение социальной компетенции Поведенческие упражнения служат преодолению трудностей в межличностных отношениях и применяются чаще всего в рамках тренировки самоуверенности. Такие упражнения рекомендуются лицам, которые страдают от своей застенчивости (робости) и теряются, не зная, как себя вести и что говорить в социально значимой ситуации. В используемой нередко «ролевой игре» пациенту отдается роль значимой для него персоны, а роль пациента играет психотерапевт. Тренировка «самозащиты» намеренно проводит человека сквозь трудности, обучая говорить «нет» вместо того, чтобы просить помощи, выражать свои чувства и мнения и проявлять симпатии. Пациентам даются рекомендации, как следует вести себя в определенных ситуациях, которые проигрываются вместе с психотерапевтом. Эти методики особенно эффективны при социальных фобиях. Такое обучение социальной компетенции может помочь больным с отзвучавшими приступами шизофрении и при глубоких расстройствах развития сформировать 1 В той мере, в какой методика ограничена упражнениями в фантазировании, она носит название Implosion. 82 I. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА: КАК ИХ РАСПОЗНАЮТ И ЛЕЧАТ приемлемые в обиходе формы поведения. Оно полезно также при лечении наркомании, так как пациенты обучаются при этом в трезвом состоянии соблюдать нормы поведения в обществе. Следование модели При следовании модели речь идет о том, чтобы принять за образец модель поведения другого лица и следовать ей с тем, чтобы улучшить собственные формы поведения или преодолеть страхи. Обучение на примере модели часто применяется для коррекции поведения детей и подростков. Например, когда ребенок, испытывающий страх говорить при посторонних, наблюдает старшего по возрасту, который встает лицом к группе и свободно говорит, а потом имитирует его поведение. Система укрепления при помощи фишек Этот метод применяется преимущественно в больницах для тяжело психически больных и требует владения методиками работы с фишками. Таким образом, в процессе игры вырабатывается улучшение поведения благодаря твердо установленной системе вознаграждения. При хорошем (упорядоченном) поведении пациенты могут на эти фишки, исполняющие роль денег, приобрести разные блага, например сладости или развлечения.

Администрация сайта обращает внимание на то, что некоторые публикации размещаются в качестве отдельно взятых концепций, но не одобряются и не соответствуют нашей точке зрения. Читателю предоставляется право оценивать информацию самому, либо инициировать дискуссию.

Обсуждение, вопросы, детали, подробности, мнения, критика : ФОРУМ

Реклама, за счёт которой поддерживается этот сайт:

milonga.by Аргентинское танго, уроки, милонги в Минске
 

Добавить комментарий