ЭКСГИБИЦИОНИЗМ или натуризм ?

Г.Б. Дерягин  Кафедра судебной медицины и права. г.Архангельск

 ЭКСГИБИЦИОНИЗМ

 Эксгибиционизм (от лат. еx-hibeo – выставлять, показавать) – периодическая или постоянная наклонность к демонстрации собственных половых органов незнакомым людям (обычно лицам противоположного пола) или в общественных местах без предложения и без намерений более близкого контакта. Не всегда, но иногда во время демонстрации имеет место половое возбуждение с видимой эрекцией у мужчин, которое может сопровождаться мастурбацией. Эта наклонность обостряется в периоды эмоционального стресса или кризиса, после долгой напряженной работы, перемежаясь длительными периодами без подобного поведения. Иногда нельзя проследить связь актов эксгибиционизма с вышеуказанным. Данное явление наблюдается как у мужчин, так и у женщин, но со стороны мужчин акты эксгибиционизма более известны.

В типичных случаях эксгибиционист мужского пола не­ожиданно начинает демонстрировать свои половые органы перед детьми или женщинами, иногда мастурбируя перед ними. В правоохранительной практике возникает необходимость дифференцировать такие действия с развратными, хулиганством, покушением на насильственные действия сексуального харак­тера.

Цель эксгибициониста – эпатаж с наблюдением ответной эмоциональной реакции жертвы, в которой бы удивление смешивалось с испугом и любопытством. Наличие комплекса этих реакций может привести к продолжению демонстрации половых органов, но уже с мастурбацией. Отсутствие всякой реакции ведет к неудовлетворенности эксгибициониста с возможностью развития фрустрационной агрессии и к поиску новой жертвы. Важнейшим компонентом удовлетворения эксгибициониста являются его собственные эмоции и вегетативные реакции, связанные не только с эмоциями жертвы, но и со страхом преследования, что прекрасно отразил с своей «Исповеди» Ж.Ж. Руссо .

Понятно, что в древности это явление было очень редким и зародилось как сексуальная патология с началом постоянного ношения одежды. Знаток античной литературы – профессор Ганс Лихт ссылается лишь на один известный ему отрывок, принадлежащий Феофрасту (Характеры, 11), свидетельствующий об истинном эксгибиционизме в античном обществе: «Этот бесстыдный, встречая женщин, любил задирать свой хитон и показывать им то, что находится под ним».

Антисексуальные установки и незнание сути эксгибиционизма приводят к тому, что неожиданное столкновение с актом эксгибиционизма вызывает психическое потрясение, негодование «зрителя», да и сам акт эксгибиционизма в некоторых странах Запада расценивается как сексуальное насилие. Подобные реакции, желанные для эксгибиционистов, являющиеся их целью, только благоприятствуют увеличению частоты случаев эксгибиционизма. Понятно, что страх жертвы более связан с опасностью физического насилия, но он обычно необоснован. Однако нет правил без исключения – изредка встречаются случаи перехода эксгибициониста к физической сексуальной агрессии. В таких случаях уместно говорить о сексуальном насилии, предваренном актом эксгибиционизма. Субъект такого преступления, по своей сути, является не эксгибиционистом, а насильником.

К проявлениям мужского эксгибиционизма общество более нетерпимо, чем к проявлению женского. Более того, пуританские традиции сформировали поощрение женского эксгибиционизма для удовольствия мужской части общества, загнав их в общественно приемлемые рамки стриптиза, либо клубного, либо кинематографического. В последнее время получил развитие и мужской стриптиз. На некоторых курортах развивающихся стран достаточно распространен «завлекательный» эксгибиционизм со стороны аборигенов, проявляющийся в демонстрации гениталий с целью меркантильной вербовки сексуального партнера.

Достаточно упрощенным представляется бытующий взгляд, что эксгибиционизм является манифестацией общей психопатологии, характеризующейся полным пренебрежением к моральным и этическим общественным ограничениям в поведении . Природа этого явления, вероятно, имеет изначально коммуникативно-смысловой, знаковый характер, принятый в животном мире, в частности у приматов: зелёных обезьян, павианов, горилл, шимпанзе . Пока детёныш мал, на его эрегированный член никто не обращает внима­ния, но как только он вступает в пору полового созрева­ния, взрослые самцы воспринимают эрекцию его члена как жест вызова и жестоко бьют подростка, который вынужден усвоить, таким образом, значение этой физиологической реак­ции и регулировать её. Демонстрация эрегированного поло­вого члена самцу означает агрессию, и если тот, кому адресован столь вызывающий жест, не проявит готовность к подчинению, он немедленно подвергнется нападению. В случае схватки двух конкурирующих самцов, побежденный, чтобы избежать больших потерь, быстро поворачивается к победителю спиной и принимает так называемую «позу подставки», выставляя навстречу ему свой зад. Победитель, наскочив на противника, совершает коитальные движения (применительно к человеческому уголовному обществу, «опускает» побежденного) и успокаивается. В научной литературе также описано кормление и отдых у павианов и зелёных обезьян . Самцы-караульные при этом сидят на видных местах, расставив ноги и демонстрируя чужакам частично эрегированный половой член, т. е. свою готовность к переходу к оборонительной агрессии. Демонстрация полового члена является символом силы и власти.

В человеческом обществе мужские гениталии также являются символом силы и власти, что закреплено в некото­рых непристойных, часто агрессивных жестах, имеющих фал­лическое значение. Н. Mester считает, что эксгибиционизм может быть объяснён проявлением реликтового инстинкта, имеющего достаточно широкое распространение и в современности. Комплексы, порождающие подсознательные сомнения в своей мужской полноценности, являются основой фаллической демонстрации, предпринимаемой для самоутверждения. Посредством акта эксгибиционизма человек пытается восстановить в своих глазах и восстанавливает на некоторое время свой престиж .

Исходя из сказанного, можно сказать, что акт эксгибиционизма у человека является своеоб­разной формой подсознательного самоутверждения, соединен с эмоциональным напряжением, дающим разрядку в столь своеобразной агрессии, наблюдении ответных эмоциональных реакций, а также в собственных эмоциональных реакциях, связанных с архаичным страхом предстоящей схватки, символизирующейся возможностью преследования и наказания.

Человеческий обычай прикрывать свои гениталии произошёл не от чувства стыда, а в результате появления коммуникативной необходимости украшать себя различными предметами. Набедренная повязка у мужчин предохраняла половые органы от травм. Футляр из высушенной кожуры удлиненной тыквы, надетый на половой член, у современных папуасов до сих пор является единственным элементом одежды, при этом по длине футляра, зафиксированного на половом члене в символично эрегированном положении, определяется иерархический статус его владельца. Вплоть до позднего средневековья европейцы вполне естественно обнажались друг перед другом; фаллос практически у всех народов в своё время являлся символом, имеющим культовое значение. Следуя точке зрения В. Райха, эксгибиционизм, как он есть в современном обществе, явился порождением пуританских сексуальных запретов и репрессий, обычая прикрывать тело одеждой. В рамках культур, где не принято тщательно укрывать половые органы, и нагота является обыденной и повседневной, эксгибиционизм как явление не наблюдается.

Э. Крафт-Эбинг , проанализировав множе­ство случаев эксгибиционизма, высказал мнение, «что экс­гибиционизм в качестве сексуальной демонстрации имеет психопатологиче­ское значение», является симптомом ка­кой-либо психической патологии, органического поражения головного мозга, алко­голизма. По сообщению З. Старовича, в 30 – 50% слу­чаев эксгибиционисты демонстрировали свои гениталии посторон­ним в состоянии алкогольного опьянения. Но существует и противоположное утверждение редкого опьянения эксгибиционистов во время деликта , что, вероятно, культурально обусловлено. Р. Bowden  отметил и прокомментировал случаи взаимосвязи эксгибиционизма с лунатизмом. Отмечены случаи развития эксгибиционистских импульсивных потребностей после черепно-мозговой травмы.

Актам эксгибиционизма в большинстве случаев предшествуют продромальные явления, которые характеризуются беспокойством, генерализованной тревожностью, рассеянностью внимания, раздражительностью, повышением двигательной активности, появлением интенсивных мастурбаторных фантазий с кристаллизацией в них объекта влечения. Возникает навязчивая потребность в эксгибиционистском акте, вначале слабо осознаваемая, затем вполне сознательная. Однако эта потребность не всегда осознается, акт эксгибиционизма может быть выполнен неожиданно и для эксгибициониста по велению внезапно возникшего импульса, которому невозможно противостоять. Деликт всегда осуществляется при сильном сужении сознания с нарушением способностей руководить своими поступками в полной мере, прогнозировать ситуацию и замечать внешнюю опасность со стороны посторонних. Ввиду этого эксгибиционист не может запомнить посторонние для него объекты (людей, обстановку и т.д.). После совершения деликта интеллектуальное и физическое благополучие эксгибициониста восстанавливается. Период ремиссии (благополучия) индивидуален, зависит от сочетания многих факторов.

Администрация сайта обращает внимание на то, что некоторые публикации размещаются в качестве отдельно взятых концепций, но не одобряются и не соответствуют нашей точке зрения. Читателю предоставляется право оценивать информацию самому, либо инициировать дискуссию.

Обсуждение, вопросы, детали, подробности, мнения, критика : ФОРУМ

Реклама, за счёт которой поддерживается этот сайт:

milonga.by Аргентинское танго, уроки, милонги в Минске
 

Добавить комментарий