XXI век — эра тотальной информационной фальсификации и управляемых массовых истерий

Массовая истерия — явление, когда толпа ведет себя глупее, чем индивидуал, и перестает быть совокупностью разумных существ. (wikipedia.org)

Безусловно, это неполное и не современное определение. При описании «массовых истерий» большинство авторов заимствовали др. у друга понятие «физической толпы», адресуя свои рассуждения к скоплению живых людей в реальном месте. Я же попытаюсь предложить включить в определение «толпы» часть общества, не обязательно собранную в локальном месте, но суеверную, подверженную воздействию дезинформации, слухов и часто манипулируемую извне.PSYCHO.by_psychyatria 0 (3)

Самые свежие и реальные (документированные) примеры из моей памяти
Пандемия «свиного» гриппа A/H1N1 в 2009 году,
— «Майдан»
, вылившийся в свержение правительства Украины в 2014 г,
— «Сииний кит»
(«Разбуди меня в 4:20») — якобы существующая виртуальная игра, финальной целью которой является совершение самоубийства, приведшая к общественной панике в 2017 г.

«Информация» о пандемии свиного гриппа была фальшивкой, призванной вызвать ажиотаж вокруг лекарственных препаратов. Поводом для подобных предположений стала ангажированность Всемирной организации здравоохранения, которая нагнетала ситуацию и призывала покупать продукцию определенных производителей (особо рекламировался препарат Тамифлю)
5 июня 2010 Парламентская Ассамблея Совета Европы распространила заявление, что эпидемии свиного гриппа в 2009 году не было. Была паника, спровоцированная заявлением Всемирной организации здравоохранения и «подхваченная властями ряда государств». Это привело к «разбазариванию средств из государственных бюджетов». С помощью данной паники крупнейшие фармацевтические компании реализовали различным государствам, в частности Украине, и населению большие запасы дорогих лекарственных препаратов, в частности Терафлю и Тамифлю, у которых истекал срок годности.

Новость (чит. «реклама») о существовании некой игры «Сииний кит», доводящей подростков до самоубийства, была широко растиражирована СМИ и стала причиной моральной паники среди населения СНГ. При этом сам факт существования игры с характерными правилами и атрибутами не подтвердился. Пик популярности «игры» пришёлся на февраль 2017 года, когда более 800 пользователей соцсетей опубликовали хэштег #синийкит, ожидая получения инструкций.
По мнению антрополога, специалиста исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора» Института общественных наук при РАНХиГС Марии Волковой, «Синий Кит» — современная детская страшилка наподобие «Пиковой Дамы».По мнению руководителя отдела суицидологии московского НИИ психиатрии профессора Евгения Любова, «группы смерти» — «патологические сообщества несчастных детей, нуждающихся во взаимопонимании». Также Лобов отмечает, что на самом деле «заразить» суицидом или безумием невозможно, но СМИ, раздувая истерию, сами подсказывают путь к суициду подросткам, находящимся «на грани»

В развитии массовых истерий большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.
З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания «феномена толпы». Хотя лично я не побоюсь назвать подобное сообщество «человеческим стадом». Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это её восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

Психическая зараза распространяется благодаря своей «прилипчивости». «Прилипчивыми» условно называют события, идеи или воззрения, которые впечатляют, запоминаются и остаются в памяти людей. Они должны обладать шестью качествами:

— Простота. Идеально, когда все аспекты идеи можно раскрыть одним предложением.
— Любопытство — базовый механизм распространения. Дополнительной приманкой служит загадочность организаторов и непонимание их мотивов.
Конкретика. Прилипчивые идеи полны конкретных образов и сенсорной информации.
Доверие. Зачастую оно формируется вовсе не за счет цифр. Людям важна не статистика, а внутренняя уверенность. Любая новая информация служит подкреплением уже существующему убеждению и начинает вызывать доверие.
Эмоции. Люди будут интересоваться идеями, если мы заставим их почувствовать что-то.
История. Преподносится не россыпь фактов, а связный рассказ. История работает как симулятор воображения.

Факторы развития массовой истерии:

средства массовой информации (ТВ , интернет, сплетни, слухи)
информационно-психологические диверсии
идеологические (агитационные) технологии

Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее.

Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: « авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью «

Исторические примеры массовых одержимостей:

Лудонская одержимость, 1632 год
Один из самых известных случаев массовой одержимости в истории Франции произошёл в женском монастыре:
Монахини из религиозного ордена урсулинок утверждали, что их приходской священник и религиозный наставник Урбан Грандье приказал демонам овладеть монахинями, чтобы сделать их более сговорчивыми и заставить участвовать в оргиях.
Сеансы изгнания демонов из монахинь и суд на Грандье стали такой сенсацией, что их посещали тысячи людей, они даже привлекли внимание короля Людовика XIII и кардинала Ришелье. Через два года Грандье признали виновным и приговорили к сожжению на костре. Справедливость восторжествовала, не так ли?
На самом деле все события были хорошо продуманной интригой, направленной на то, чтобы сместить Грандье с его высокого поста. Священник, бывший, кстати, по-настоящему красивым мужчиной, за своё пребывание в Лудоне обзавёлся множеством врагов, и неважно, что послужило тому причиной — высокомерие ли, распутный образ с жизни или любовные интрижки.
Среди его врагов были и другие священники и епископы, которые не преминули воспользоваться прекрасным случаем дискредитировать Грандье. Глава монахинь Жанна де Анге также хотела продолжать свою карьеру в монастыре, а заодно получить немного денег.
Даже интерес короны к этому делу был политическим ходом — когда-то давно Грандье успел обидеть и кардинала. Какой бы ни была точная причина, после смерти священника одержимость не прекратилась — она продолжалась вплоть до 1637-го года и стала чем-то вроде местного цирка.

Салем, Массачусетс, 1691-1693

В 1691 году деревня Салем (теперь Денвер, штат Массачусетс) стала сценой массовой ведьмобоязни, которая распостранилась по прилегающему району, и сопровождалась обвинениями в ведьмовстве которые вели к судам, пыткам, заключениям и казням. Некоторые умерли в заключении или под пытками. По крайней мере двадцать местных жителей потеряли свои жизни. Социальная паранойа была такова, что даже две собаки были обвинены и казнены. Мания охоты на ведьм началась в декабре 1691, когда восемь девушек живущих поблизости от Салема, стали проявлять странное поведение, включая расстроенную речь и конвульсивные движения. Обьяснения для этих пароксизмов были такие разные как отъявленное надувательство, истерия, и отравление пищей. В феврале 1692, эти девушки обвинили двух престарелых женщин и служанку из Барбадоса по имени Тибула в том что они ведьмы, все были арестованы. Вскоре, сотни местных жителей были обвинены в ведьмовстве и привлесены к суду. В мае 1693, эти события были прекращенны вмешательством губернатора, приказавшего выпустить всех подозреваемых.

Волна летающих тарелочек, 1947

24 июня, 1947 года, Кеннет Арнольд пилотировал свой частный самолет в горной местности в штате Вашингтон, когда он увидел то что казалось девятью блестящими объектами, летящими в эшелонном порядке около горы Райнье. Он сохранял объекты в поле зрения около трех минут, до того как они не сманеврировали к югу, за гору Адамс, и исчезли из зрения.
Испуганный тем, что может быть он видел управляемые ракеты, запущенные каким-то иностранным государством, Арнольд полетел в Пендлетон, штат Орегон, где он пытался рассказать об увиденном в оффисе ФБР. Но оффис был закрыт, поэтому он пошел в оффис «Восточной Орегонской газеты». Выслушав историю Арнольда, журналист Билл Бекуетт создал отчет для «Ассошиейтед Пресс». Примечательно, что Арнольд описывал объекты как серповидной формы, а их движение как движение «блюдца, как если бы его бросить по поверхности воды» (Гарднер, 1957, Стори, 1980, Сакс, 1980). Однако, доклад «Ассошиейтед Пресс», описывающий «блюдца» Арнольда, появился в 150 газетах. Отчет, записанный Бекуеттом, был прото статьей, и термин «летающее блюдце» был создан журналистами, пишущими заголовки для газет, 25 и 26 июня, 1947 года. Слово «блюдцеподобный», использованное Бекуеттом для описания наблюдений Арнольда, оказалось ключевой важности. Это слово породило первую волну наблюдений летающих тарелок по всему миру в течении лета 1947 года, и другие волны в последующее время. Существует несколько рассеянных исторических упоминаний о дископодобных объектах, однако последователная цепочка таких наблюдений не возникала до 1947 года. Существуют только несколько случаев до 1947 года, когда очевидец, наблюдавший мистический летающий объект, в действительности употреблял слово «блюдце». Следовательно, голобальная волна наблюдений летающих тарелок в 1947 может быть рассмотрена как коллективная иллюзия, созданная средствами массовой информации и свойственная только двадцатому столетию.

Эпидемия повреждений лобовых стекол в Сиэттле, 1954

23 марта 1954 года, в газетах Сиэттла появились сообщения об повреждении лобовых стекол автомоболей в восьмидесяти милях к северу от города. Хотя вначале и подозревали вандалов, чисто таких случаев росло, вызывая общее беспокойство. Со временем, сообщения об испорченных стеклах появились в областях, расположенных ближе к Сиэттлу. В соответствии с исселодованием, проведенным Нахумом Медалия (технологический институт штата Джорджия) и Отто Ларсеном (Вашингтонский университет), к концу дня 14 апреля, странные оспинки на лобовых стеклах стали впервые появлятся в Сиэттле. В конце следующего дня, полиция ответила на 242 звонка от обеспокоенных жителей, сообщающих о крошечных оспинках на более чем 3000 машинах. В некоторых случаях, сообщалось, что целые автостоянки были заполнены поврежденными автомобилями. Количество сообщений стало быстро падать в числе и затем они прекратились. 16 апреля полиция зафиксировала 46 звонков, десять в следующий день, после чего звонков больше не было!
Наиболее частые сообщения содержали информацию о том, что крошечные оспинки вырастали в пузыри размером с десятицентовую монету, заключенные в стекле, ведя к популярной теории о том что яйца насекомых были как то отложены в стекло и затем они вылупились. Неожиданное появление оспинок создало массовое беспокойство, так как часто они приписывались воздействию ядерных осадков после испытания водородной бомбы, которое было произведено в Тихом океане незадолго до описываемых событий и привлекло внимание публики и средств массовой информации. В ночь на 15 апреля, в самый разгар инциндента, мэр Сиэттла даже искал помощи президента Дуайта Эйзенхауэра. Когда слухи о ядерных осадках были усилены средствами массовой информации, обыватели стали рассматривать свои лобовые стекла, вместо того чтобы смотреть сквозь них. Анализ тайнственных черных пятнышек, найденных на них и похожих на сажу, был произведен в исследовательской лаборатории окружающей среды Вашингтонского университета. Материал оказался продуктом неполного сгорания угля. Этот материал был самым обычным для повседневной жизни Сиэттла, и не мог вызывать изязвления лобовых стекол. Медалия и Ларсен отмечают, что из-за того что слухи об оспинках на лобовых стеклах совпали со временем испытания водородной бомбы, обычные проявления радиофобии были существенно уменьшены — «что-то должно было случится с нами в результате этих испытаний, это случилось и теперь все страхи позади». Во вторых, сам факт звонков в полицию, воззвания мэра в губернатору и даже к президенту сообщил обывателям уверенность в том что они правильно реагируют на угрожающие обстоятельства.

Нигерийская эпидемия исчезновления гениталий

В течении 1990 года, некоторый эпизод «исчезновления » гениталий вызвал широкораспостраненные страхи в Нигерии. Психиатр Санни Илечукву (1992) сказал что в основном, появлялись сообщения об атаках на мужчин. Обвинения обычно возникали в то время, когда случайным образом тело некоторого человека касалось незнакомца в общественных местах, после чего этот человек чувствовал странные ощущения в паху, и дотрагивался до своих гениталий, для того что бы убедиться что они еще на месте. Затем эти люди могли остановить незнакомца, собрать толпу, обвинить его в том что он является «вором гениталий», и обнажится для того что бы убедить толпу что их пенис действительно пропал. Многие «жертвы» уверяли что их пенис вернулся как раз в тот момент, когда поднялась тревога, или, что хотя пенис и вернулся, он «уменьшился и, возможно, не тот, или , просто только дух пениса «. Обвиняемому часто угрожали или избивали его до тех пор пока «пенис не был полностью восстановлен», и в некоторых случаях, обвиняемый был избит до смерти.
Вот как Илечукву описывал сцены в одном из городов: На улицах Лагоса можно было увидеть мужчин, держащихся за свои гениталии, либо открыто, либо держа руки в карманах. Женщины также держали свои груди, либо открыто, либо скрещивая руки впереди себя. Считалось, что невнимательность или слабость могла привести к утере пениса или грудей. Бдительность и агрессия считались наилучшей профилактикой. Социальные и культурные традиции способствовали вспышке этих страхов, так как многие нигерийские этнические группы «приписывали высокие возможности внешним гениталиям как ритуальным и магическим объектам, способствующим плодовитости или материальному благосостоянию » (Илечукву, 1988). Вера в исчезновение гениталий была проявлена многими влиятельными нигерийцами, которые выражали ярость когда полиция отпускала подозреваемых в краже гениталий.

Паника ядовитой кока-колы
В 1999-м году, когда более 100 студентов из Бельгии обратились в больницу, сообщив, что заболели после употребления напитка. Последующее расследование в сочетании с плохо сделанным обращением руководства компании к потребителям в конечном счёте стоила компании $200 млн и нескольких дней запрета в других европейских странах.
Изучение якобы испорченной партии выявило заражение — были найдены «злокачественные» углекислый газ и фенол. Но двое бельгийских учёных предположили, что этих продуктов содержалось в напитке слишком мало, чтобы причинить реальный вред. По их словам, инцидент был случаем массовой истерии, основанным, в частности, на недавних новостях о коровьем бешенстве и испорченных диоксинами продуктов животного происхождения. Отдельное расследование Высшего совета гигиены Бельгии в марте 2000-го года подтвердило эти выводы: большинство жертв испытали «массовое психогенное заболевание».

Администрация сайта обращает внимание на то, что некоторые публикации размещаются в качестве отдельно взятых концепций, но не одобряются и не соответствуют нашей точке зрения. Читателю предоставляется право оценивать информацию самому, либо инициировать дискуссию.

Обсуждение, вопросы, детали, подробности, мнения, критика : ФОРУМ

Реклама, за счёт которой поддерживается этот сайт:

milonga.by Аргентинское танго, уроки, милонги в Минске
 

Добавить комментарий