Психоанализ Незнайки на Луне, Карлсона и Малыша

Печальный Карлсон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей…

(Из лекции Дмитрия Быкова «Лермонтов. Демон и Карлсон»)

Однако… Незнайка круче…

— Если бы современный ребенок перечитал или прочитал впервые «Карлсона» в переводе Лунгиной, в неотразимо обаятельном — конечно, он бы пришел к выводу, что Карлсон живее всех живых. Карлсон гораздо обаятельнее, чем все положительные и отрицательные герои хоббитовской эпопеи: чем все Леголасы, Фродо, Галадриэли и прочие люди с труднопроизносимыми именами.

— Карлсон прекрасен прекрасен удивительно трезвым для сказочного персонажа отношением к действительности. И, может быть, детский изначальный цинизм можно прошибить только цинизмом Карлсона. Когда кроткий и добрый Малыш говорит:
«Что ты, а если я упаду?» — «Пустяки, дело житейское! Ребенком больше, ребенком меньше».
Вот на это ребенок может повестись. А если бы Карлсон сказал: «Не бойся, дорогой, я тебя удержу своими пухлыми ручками» — конечно, Малыш бы трижды подумал.

— Карлсон, который, по сути дела, обладает массой неприятных черт, в рамках XX века оказывается существом хотя и безусловно демоническим, но спасительным, необходимым.

— Астрид Линдгрен очень мало могла рассказать о том, как она пишет, как приходят мысли. Более того, она, как истинный Малыш, всегда старалась все свалить на других.
«А как вообще Карлсон появился?» — ее бесконечно спрашивали об этом. «Ну как появился… Сижу как-то у окна, мечтаю. 1958 год. И вдруг… (51 год уже ей был, когда она написала “Карлсона”). Вдруг слышу жужжание. Влетает маленький толстый человечек и спрашивает, не здесь ли живет Малыш. Я подробно ему указала, где живет Малыш, и больше он меня не беспокоил».

Малыш — бесконечно трогательное существо, страшно уставшее от правильной жизни: «Лучше умереть, чем есть цветную капусту».

…Продолжение см. ниже


реклама от администратора сайта

Помощь психолога, психотерапевта, психиатра . Клинический гипноз. Консультации кризисных пар. On-line консультации 
Терапевтические группы. Кабинет в центре. Парковка. ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск,
ул.Мельникайте, 2-503А, +375 29 1188838 (А1)                                 р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО «АЛЬФА-БАНК»                        ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ — ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ — тут.     Посещение — после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП). Рассрочка по программе «ХАЛВА» — при предоплате (рассрочка 2 мес) 5-ти сеансов по согласованному графику, либо (рассрочка 3 мес) 10-ти сеансов , с предварительным одобрением графика посещений. Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COMРасписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)

Невозможно слушаться домомучительницу. Ведь в сущности домомучительница добрая, она ничего не делает дурного, она прекрасно его кормит. Карлсон же — это похититель плюшек в чистом виде. Помните, да:
«Скромный завтрак у меня на веранде: какао и свежие плюшки»? Дело в том, что все добро, которое исходит от фрекен Бок, заранее отравлено. Отравлено ее скучностью, ее мстительностью, отравлено ее неумением понять Малыша.
И Малыш, которому хотя и достаются все положенные плюшки и тефтельки, страшно одинок с ней. Он по маме люто скучает, как все добрые трогательные «книжные» дети. Добро, исходящее от фрекен Бок, и трезвый разум, исходящий от дяди Юлиуса, — лучше, конечно, сбежать на любую крышу!

— Карлсон занимается абсолютно «дзенскими» методами воспитания, потому что «низведение» и «курощение» — это как раз чистый дзен. Может быть, мода на дзен, которая во второй половине XX века охватила всю западную культуру, — это как раз проявление той усталости, о которой еще Ницше говорил в конце XIX века, — усталости от христианской морали. Дзен тоже меняет представление о добре и зле — о
скучном добре и скучном зле.

— Карлсон — ярый противник идей Просвещения, потому что самоуверенность Просвещения — самоуверенность дяди Юлиуса, который думает, что, если у него есть вставные зубы, весь мир ему открыт и понятен, — это то, с чем
надо проститься.

— Карлсон незаменим, когда надо сбить с кого-то спесь. Я думаю, что одна из реплик Карлсона — это просто классический дискуссионный прием, которому нечего противопоставить: «Дядя Юлиус, тебе кто-нибудь когда-нибудь говорил, что ты красивый, умный, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил?» — «Нет», — ответил польщенный дядя Юлиус. — «Тогда почему тебе в голову пришла такая нелепая мысль?» Это безупречный прием. Я не говорю уже о том, что знаменитый вопрос: «Скажи, ты все еще пьешь коньяк по утрам?» — тоже придумал Карлсон. Вопрос, на который нельзя дать
правильный ответ. Сказать «да» — значит, все это время его хлестала, сказать «нет» — значит, тоже все время его хлестала. То есть Карлсон — мастер вопросов, на которые нет прямого ответа.

— В XX веке и мораль трансформировалась довольно сильно. И надо, в общем, с тоской задуматься о том, почему
Карлсон с его цинизмом, предельным эгоизмом, обжорством оказался самым привлекательным героем детской литературы. Гораздо более привлекательным, чем все хоббиты вместе взятые.

— XIX век – это век сложного действия, век серьезного отношения к жизни. В XX веке наметился некий выход в инфантилизм, и вот почему появились и Винни-Пух, и Мэри Поппинс, и Карлсон — главные герои XX века, а не мать Ниловна.
XXI век — это век плохой детской культуры. ИКарлсон, как совершенно справедливо нарисовано на одном из интернетных плакатов-демотиваторов, вернулся в виде Супермена. Он тоже летает — правда, летает с огромной скоростью. Он может мир вокруг себя так закрутить, что время останавливается. Супермен имеет вполне конкретное инопланетное происхождение, а Карлсон — неизвестно откуда взялся. Карлсон был всегда, Карлсон — это вечный дух.

Печальный Карлсон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей…

Это вечный дух, который воплотился в толстого человека с моторчиком, просто чтобы его понял Малыш. Если бы дело происходило в XIX веке, он явился бы в виде врубелевского красавца с крыльями, а в XX веке его проще всего понять с моторчиком, в XXI веке — как вкладыш во жвачку. Он вернулся Суперменом. Это все та же летающая сущность, все та же имморальная, все та же чудесная, но на этот раз уже очень тупая, абсолютно лишенная всего волшебного, всего загадочного, очень сильная, практически всемогущая и наделенная простейшим, идиотским набором представлений о добре и зле — набором из американского мультика.

Добавить комментарий