Шизоидное, магическое и паралогическое мышление в эпоху цифровой пропаганды

Знаете ли вы, что в 2020 году ВОЗ был официально введен термин «инфодемия», возникший ещё в начале двухтысячных ?

Инфодемия – это стремительное распространение слухов, дезинформации и различных конспирологических теорий, в текущей ситуации — о коронавирусе. В большинстве своем эти слухи и теории носят пессимистических характер и вносят панику.

В целом, повышенный уровень тревоги в настоящее время вполне оправдан: мы находимся в достаточно необычной ситуации, с довольно-таки непредсказуемыми и трудно-прогнозируемыми последствиями. Опираться тоже почти что не на что: подобного опыта ни у кого не было, а объективной информации, находившейся бы в широком доступе, недостаточно. Поэтому тревога возникает как защитный механизм, чтобы мы имели возможность подготовиться к негативному развитию событий.Однако, проблема в том, что у некоторых людей уровень тревоги зашкаливает, и далеко не все способны с ней справляться и выносить неопределенность ситуации.

Особенно это характерно для людей, а их сейчас немало, у которых преобладают пограничные черты в структуре личности. Отсутствие логичной и непротиворечивой, а потому и безопасной картины мира, повергает их в состоянии беспомощности и ужаса.
А начиная выстраивать свою картину мира, они, как правило попадают в замкнутый круг:
— Такой человек берет только ту информацию, которая есть в доступе, не расширяя круг источников из страха наткнуться на неконтролируемую и непонятную случайность. Поле восприятия сужается и все больше начинает включать в себя негативные составляющие, так как человеку в принципе свойственно заострять внимание на информации, несущей угрозу.Кроме того, многие склонны доверять СМИ, не проверяя независимость источников и достоверность представляемых фактов. Да и алгоритмы интернета мгновенно реагируют на интересы пользователя. А услужливо подсунутая ими информация, соответствующая лайкам и запросам, создает у пользователя ощущение, что интересное ему — интересует большинство. И вот уже такой тревожный пользователь сливается с когортой своих единомышленников, считающих себя большинством, а потому ощущающих себя сильнее и увереннее.

Из-за большой скорости восприятия информации в стремлении как можно быстрее избавиться от неопределенности и напряжения, тревоги, стресса, значительно снижающего способность к критическому мышлению, человек все больше начинает мыслить и реагировать автоматически и шаблонно. И здесь можно встретить практически все ошибки мышления, искажающие восприятие: и эффект яркой картинки, и эффект пренебрежения знаменателем, и предвзятость подтверждения, и многие другие. Чем ярче, эмоциональнее и проще представлена информация, тем быстрее и с минимальными энергетическими затратами она воспринимается. И, конечно же, механизмы взаимопонимания (например, сравнение и стереотипизация) никуда не исчезают: МЫ хорошие, значит ОНИ – плохие.
— В результате окружающая реальность кажется все более пугающей, и тревога растет до
…Продолжение см. ниже


реклама от администратора сайта

Помощь психолога, психотерапевта, психиатра . Клинический гипноз. Консультации кризисных пар. On-line консультации 
Терапевтические группы. Кабинет в центре. Парковка. ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск,
ул.Мельникайте, 2-503А, +375 29 1188838 (А1)                                 р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО «АЛЬФА-БАНК»                        ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ — ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ — тут.     Посещение — после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП). Рассрочка по программе «ХАЛВА» — при предоплате (рассрочка 2 мес) 5-ти сеансов по согласованному графику, либо (рассрочка 3 мес) 10-ти сеансов , с предварительным одобрением графика посещений. Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COMРасписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)

тех пор, пока не становится неуправляемой. Тревожный человек, не находя опор, впадает в ярость и выливает её там, где получится – на выбранный в качестве врага объект или на тех, кто подвернулся под руку, тем самым сбрасывая невыносимое напряжение.
Ярость – вполне естественная реакция на страх. Однако, в таком случае, как, например, наш сегодняшний – при пандемии – объект ярости определить достаточно сложно. Поэтому он выбирается произвольно из поля. Да и сама человеческая фантазия неплохо справляется — если сложно найти подходящий объект, то человек его придумает.
А выбранный или выдуманный объект он встроит в свою картину мира, придавая ей устойчивость – кто-то же должен быть виноват!
— Не важно, что при этом картина мира может быть искажена и нереалистична, что взаимосвязь её элементов может не прослеживаться. На большой скорости эти мелочи не важны. Главное, что все происходящее можно хоть как-то описать и объяснить, а значит можно контролировать и управлять, на понятное и объяснимое можно опираться.
— Но это ненадолго. Так как человек достраивает свою уже и так искаженную картину мира с каждым разом все более далекими от реальности фактами, то практически любое происходящее в реальной реальности событие, не соответствующее его картине, вновь выбивает опоры.
— Человек снова яриться, а факты начинает впихивать в снова ставшую размытой и неопределенной картину мира, испытывая беспомощность, бессилие, ужас, тревогу, ярость, необходимость в поиске новой информации, которая снова кажется пугающей.
И так по кругу.
Кроме того, несясь на большой скорости и постоянно ощущая угрозу, человек ещё и распространяет пугающие его новости всем и каждому, так как ему необходимо слиться с как можно большим количеством окружающих, чтобы почувствовать принадлежность к большинству, а значит — увереннее, сильнее и, в конечном итоге, безопаснее. Так плодятся фейки.
Что можно посоветовать, когда вам приходиться общаться с подобными людьми?
На мой взгляд, лучше максимально избегать общения в целях соблюдения собственной информационной и эмоциональной гигиены, так как негативные новости и эмоции заразительны. Или, по крайней мере, избегать разговоров на острые темы.
«Конспирологов» невозможно убедить, просто изложив аргументы.
Для такого человека его картина мира – жизненно необходимая опора, сродни религии, и эту защиту практически невозможно преодолеть фактами – все факты будут или подгоняться под его теорию, или будут проигнорированы или отвергнуты.
Тем более, что подобный разговор вряд ли будет для вас приятным – такие люди чаще всего выступают с напором и обвинениями, потому что вы не вписываетесь в их картину мира и не являетесь им опорой, соответственно, вы – враг и подлежите переубеждению или уничтожению.
А если вам все-таки невыносимо хочется вернуть человека в реальность, то вы, конечно, можете подготовиться: подобрать статистику и ссылки на достоверные источники. Можете постараться показать разные точки зрения, противоречивость фактов и условность доказательств. Можете упомянуть про вред, наносимый психологическому и физическому здоровью постоянным пребыванием в состоянии тревоги и ярости. При этом не забывая, что возникающие у вас ощущения тревоги и злости скорее всего не ваши, а собеседника.
Но лучше задумайтесь – а не является ли ваше яростное желание переубедить собеседника таким же поиском опоры как и у вашего оппонента, только с противоположным знаком? Для чего вам, чтобы окружающие обязательно вписывались в ваше представление о реальности?
Другие материалы по последствиям «пандемии» коронавируса и карантина:

Кому «смертельная» ПАНДЕМИЯ, а кому — мать родная.
Меморандум доктора Юдицкого по карантинному кризису 2020-21
«Закулисье Нюрнберга» (приложение к Меморандуму профессора Юдика, т.с.ж.к.)
«Мое тело — мое дело» : в защиту людей,не сделавших прививку от коронавируса
Шизоидное, магическое и паралогическое мышление в эпоху цифровой пропаганды
Сексуальная одержимость во время пандемии коронавируса
Потехин Алексей Анатольевич (профессор кафедры микробиологии СПбГУ): «Голос учёных звучит слишком тихо»
Карантин, самоизоляция и нагнетание страха смертельной болезни реально приводят к коронопсихозу
Пандемия COVID-19 ложится на плечи семей дополнительным бременем нервно-психического стресса
Как нас дурят с COVID-19 (Латынина Юлия)
Лютые оскалы «благотворительных» масок в период карантинного кризиса.
Разоблачение Кнута Витковски, (заведовал 20 лет кафедрой эпидемиологии, биостатистики университета Рокфеллера)
Психотерапевт Юдицкий И.В. ссылается на мнение профессора-вирусолога Потехина А.
Профессор Гундаров А.И. доктор медицинских наук о КОРОНОПСИХОЗЕ
Почему паника может унести больше жизней чем вирус?
Обращение доктора Юдицкого И.В. к частнопрактикующим коллегам
Пир во время чумы. Как холерный карантин «помог» Пушкину ?
Психотерапевт рекомендует книги во время Чумы.
«Декамерон» — психотерапевт Юдицкий рекомендует к прочтению во время карантина
Современная информационная война: психовирусы, внедряемые в подсознание

В публикации были использованы материалы автора © Юлия Ивлева

Паралогическое мышление: особенности, разновидности и проявление

Здоровый мозг, воспринимая слова и фразы, автоматически переводит их в мысленный образ. Неспособность сортировать и правильно интерпретировать поступающие сигналы приводит к искажению рассуждений, потере логических связей, заблуждениям. Речь идёт о паралогическом мышлении.
В психологии паралогичность (греч. paralogos – неразумный, противный разуму) относят к расстройствам мышления, нарушениям когнитивной функции. Мыслительная деятельность с подобной патологией характеризуется дефектной рассудительностью, странной для окружающих логикой повествования и ошибочным анализом самых обычных фактов и событий. Нарушение законов и правил логики происходит неосознанно, непреднамеренно.

Паралогическое мышление свидетельствует о расстройстве умственного процесса, возникающего вследствие мыслительных нарушений, из-за которых страдает логика рассуждений. Оно может проявляться в систематизированном бреде или сверхценных идеях. Такой тип мышления характерен для людей, страдающих паранойей и шизофренией. Больные стремятся доказать всем свою исключительность и правоту.
Люди с паралогическим мышлением не замечают своих логических ошибок, не воспринимают альтернативные суждения посторонних, игнорируют возражения собеседников, так как уверены в нежелании окружающих понять реальное положение дел. Они самолюбивы, эгоцентричны, обидчивы.

За пределами паранойяльной структуры такие индивиды способны адекватно мыслить.
Отличительными чертами паралогического мышления являются предвзятость и «кривизна» рассуждений, поскольку любые противоречащие целевому представлению сведения исключаются. Другие факты и события рассматриваются однобоко. При возникновении противоречий с основной идеей сведения сознательно искажаются.
В ходе размышления обращается внимание на отдельные события или случайные стороны явлений. Например, потеря любой вещи расценивается как факт хищения. Другие причины исчезновения даже не рассматриваются. Иной раз из текста выхватывается отдельное выражение, на котором строится ложность или правдивость какого-нибудь утверждения. Доказательством служит изолированная фраза, выдернутая из контекста.
Нередко человек, мыслящий паралогически, приходит к неожиданным и странным выводам. Например, во время прогулки дуновение лёгкого ветерка навевает следующие рассуждения: «Холодный ветер дует с Северного полюса. Он хочет уничтожить вселенную, разрушить всё живое. Скоро наша земля опустеет».
У людей с психическими отклонениями могут наблюдаться все 3 типа паралогизмов, выявленных Аристотелем:
— неверность рассуждения из-за подмены тезиса, взятого для доказательства;
= заблуждения, вызванные в процессе поиска доказательств;
= ошибочные суждения, лежащие в основании доказательств.

В начале ХХ века врач-психиатр Е. А. Шевалёв описал разновидности паралогических мыслительных процессов.
К резонёрскому типу он отнес стремление к использованию штампованных выражений, шаблонных мыслей, готовых формул, трафаретов, лишённых практического значения. В своих размышлениях пациенты все явления обыденной жизни пытаются уместить в паралогические схемы. Суждения резонёров утрированы и не лишены претенциозности.
Символический вид характеризуется проведением аналогии между абстрактными понятиями и конкретными замещающими их образами. В психиатрии описан случай с поджаристым хлебом, попавшим в руки больного и послужившим для него символом пожара. В сознании пациента была выстроена следующая цепь: подгорелая корка – огонь – пожар – подозрение в поджоге падает на него.
Аутистический тип мыслительной деятельности проявляется в погружении человека в мир собственных фантазий. Они могут быть наполнены глубоким философским содержанием, различными зрительными образами. Нередко людей с подобным типом мышления отличают внешняя холодность, равнодушие и отрешённость от реальной жизни.
Но внутренний мир поражает своим богатством, причудливостью и неординарностью.

Как проявляется ?
Диссоциация мышления возникает из-за слабой связи между отдельными мыслями. Известный танцовщик Вацлав Нижинский в своём рассуждении, оттолкнувшись от круглой формы сцены, плавно переходит к своему глазу. Он размышляет примерно так: «Я не люблю театры с квадратной сценой. Предпочитаю круглый театр, который похож на глаз. Я построю театр с круглой сценой, потому что люблю смотреть на себя в зеркало. Там я вижу только один-единственный мой глаз во лбу».
У больных шизофренией нарушение рассуждений может базироваться на фонетическом сходстве слов. Возникшие ассоциации подменяют понятия из-за разорванности мышления. Например, услышав от психиатра фразу о предполагаемом циркулярном психозе, пациент начинает доказывать всем, что его хотят убить циркулярной пилой. Сходство звучания слов порождает странную аргументацию, ошибочные доказательства. Размышления приводят к замене определения, не имеющего никакой связи с исходными данными.
Каждая ошибка появляется вследствие рассуждения, идущего вразрез с нормальной логикой. Иногда человек использует фразы и выражения, не соответствующие смыслу и не имеющие никакой содержательности. Отсутствие рассудительности, способности к анализу, критике препятствует нормальному выражению мысли. Возникающие при рассуждении логические ошибки плохо поддаются коррекции. Например, на вопрос о том, что нужно делать грибнику, заблудившемуся в лесу, пациент отвечает: «Надо идти не к заднему концу, а к передней части леса».
Паралогическому мыслительному процессу характерно тематическое соскальзывание. Человек внезапно во время беседы меняет тему разговора. Нередко происходит потеря мысли. Индивиду начинает казаться, что он упёрся в слово и никак не может его обойти.
Во время чтения тоже может возникнуть остановка на любом слове, которое будто загипнотизировало читателя. Это слово воспринимается им по-новому. Сами пациенты утверждают, что в итоге не они поглощают его, а слово поедает их.

Паралогическое мышление часто проявляется в потере способности к абстрагированию. Её проверяют с помощью пословиц и поговорок. Надо попросить больного объяснить смысл какой-нибудь поговорки. Например, устойчивое выражение «кидать камешки в чужой огород» большинство пациентов интерпретируют так: «можно разбить окна в домике».
Встречаются бессмысленные рассуждения: «там же выращивают цветы», «камешки могут разрушить жилище», «соседи окажутся зимой на улице». Некоторые персонифицируют эту поговорку: «камешки могут проломить стену, и люди увидят меня».
Амбивалентность выражается в неспособности справиться с одновременным присутствием мыслей, противоположных по смыслу. Индивид, страдающий двойственностью переживания, размышляет примерно так: «Они хотят меня убить, и я их сильно люблю». Пациенты утверждают, что в этот момент им кажется, будто их разум состоит из множества отдельных кусочков. Человек может выйти из дома, пойти, потом внезапно остановиться, свернуть налево, через несколько шагов вернуться и пойти направо. Посторонний наблюдатель приходит к выводу: у пешехода нарушена способность принимать решения.
Обстоятельность мышления основывается на детализации, вязкости, застревании на отдельных деталях. Кашель случайного прохожего больным воспринимается неким сигналом или предупреждающим о чём-то сообщением. Бывает бредовая детализация, при которой отбор деталей зависит от содержания бреда. У жены с навязчивой идеей об изменах мужа в воображении возникают мельчайшие подробности интимной связи любовников.

Паралогическое мышление может сопровождаться речевыми стереотипиями и персеверациями. Многократное повторение одних и тех же слов, фраз связано с застреванием на каких-то явлениях.

Добавить комментарий