Масштабная антиалкогольная кампания кампания в Беларуси обречена на провал. Почему ?
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения РБ уже многие годы устойчиво занимает первые места по количеству потребляемого спиртного на душу населения.
Однако, в 2016 году Беларусь все же заняла второе место в этом позорном рейтинге и передала пальму первенства Литве, однако результат все равно ужасает: 15 литров чистого этилового спирта в год на каждого человека в возрасте от 15 лет.
Нужно отметить, что в 2012 году этот показатель был равен 18,5 литрам, что было абсолютным рекордом для РБ. ВОЗ констатирует положительную динамику снижения потребления алкоголя в Беларуси в последние годы и относит нашу страну к группе государств, где этот процесс идет “достаточно быстрыми темпами”.
Министр внутренних дел Игорь Шуневич заявил о том, что в ближайшее время МВД планирует выработать “новые методы минимизации вредных последствий пьянства”. По мнению главного милиционера страны, “нужно очень жестоко карать бытовых пьяниц и вообще всех алкоголиков”. До этого в ходе заседания Совета безопасности “ужесточить наказание за правонарушения, совершенные в нетрезвом состоянии”, потребовал президент Александр Лукашенко. Свидетельствуют ли эти заявления о том, что в Беларуси началась масштабная антиалкогольная кампания и какие могут быть социально-политические последствия этого процесса?
Алкоголизация в Беларуси и в соседних странах, данные об этом зафиксированы в нижеприведенной таблице.
Среднегодовое потребление алкоголя ( в литрах 96% этилового спирта)
Нездоровая тенденция к чрезмерному потреблению спиртных напитков является общей характеристикой для северо-восточной Европы, и не зависит от политического режима в стране либо участия в тех или иных союзах (ЕС, ЕАЭС и пр.). Региональная карта алкоголизма примерно одинакова уже многие годы, и ни одна из приведенных стран в последние 27 лет не опускалась ниже показателя в восемь литров этилового спирта на человека. Если говорить о Беларуси, то в настоящее время нация вышла на показатель, близкий к уровню 1990 года, когда был зафиксирован самый низкий результат за рассматриваемый период, то есть 14 литров на душу населения.
Масштабная антиалкогольная кампания кампания в Беларуси обречена на провал по простой причине, той же, что
обрекала на неудачу борьбу с алкоголизмом в других государствах во все времена: лицемерие и двойные моральные стандарты организаторов войны за трезвость. Лидеры антиалкогольной борьбы должны быть трезвенниками ! Основа антиалкогольной пропаганды – личный пример и социальное взаимодействие с передачей опыта трезвости.
К сожалению, белорусы пили и при советской власти, и в переходный период Шушкевича-Кебича, пьют и продолжают пить при Лукашенко. В иные годы граждане злоупотребляют меньше, в другие — больше, однако все равно действительно злоупотребляют спиртным. В связи с этим естественно, что алкоголизм имеет свои негативные демографические и криминологические последствия. По словам министра МВД Шуневича, в состоянии алкогольного опьянения совершается порядка 70-80% убийств, грабежей, разбоев, умышленных тяжких телесных повреждений и хулиганств. Если обратиться к информации Белстата, то можно посчитать, что с 2007 по 2017 года только по статьям “умышленное убийство” и “покушение на убийство” было зафиксировано 5338 преступлений. Если взять от этой цифры 70-80%, то получится 3766-4304 случая.
То есть, выходит, что за последние десять лет лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, убили в Беларуси несколько тысяч человек, что гораздо больше, чем погибло за это же время в некоторых длительных локальных конфликтах, например, в Нагорном Карабахе.Тут не рассматриваются другие преступления, а тем более административные правонарушения, как и не калькулируется, в какую сумму обходится государству (читай — народу) содержание в тюрьмах 30 тысяч заключенных, 70-80% которых кого-нибудь ограбили или обокрали “по синьке”. Также не просчитывается ущерб, причиненный действиями пьяных преступников, а уж тем более упущенная выгода, которую теряет отечественный производитель вследствие наличия на рынке труда большого количества людей с алкогольной зависимостью. Ведь на диспансерном учете в нашей стране по состоянию на 1 августа 2017 года числились 164 500 граждан, больных алкоголизмом. Получается, что и министр внутренних дел, и президент правы, однако существуют обоснованные опасения, что “антиалкогольная борьба ” превратится в “борьбу с пьяными”, как это было в годы печально известной перестройки, когда сотрудники милиции запросто под белы рученьки могли увести прямо от дверей ресторана законопослушного гражданина, праздновавшего собственный юбилей . Массовый алкоголизм, при всех особенностях девиантного поведения каждого отдельного человека, — это следствие, а не причина.
Министр Шуневич отмечает, что ситуация с распространением и доступностью алкоголя в Беларуси кардинально отличается от большинства развитых стран. На сегодняшний день в нашей стране один магазин со спиртным приходится на 600 человек, в то время как в тех же скандинавских государствах, в свое время переживавших схожие проблемы, на 5-7 тысяч граждан приходится всего одна торговая точка с алкоголем. МВД давно предлагает ограничить розничную торговлю алкоголем, однако встречает серьезное сопротивление торговых сетей и производителей спиртных напитков, которые к тому же являются крупными налогоплательщиками белорусского бюджета. Пока именно их позиция в большей степени близка главе государства, который на том же Совете безопасности заявил, что он “не сторонник всяких запретов, и никакие дополнительные запреты на реализацию спиртного вводить не будем”.
Помимо финансового прагматизма (который сомнителен с точки зрения оценки последствий от алкоголизма), в словах Александра Лукашенко есть и другая логика: любой запрет можно обойти, а спрос рождает предложение. В случае сокращения розничной торговли спиртным массовый характер приобретет самогоноварение (и так серьезная “отрасль” теневой экономики), а также нелегальная торговля. Как пример можно привести ситуацию с запретом розничной торговли спиртным в ночное время, когда расцвели всевозможные группы в социальных сетях, предлагавшие желающим с наценкой доставить бутылку прямо домой. В этом деле надо серьезно думать, а не махать топором, что вызовет ненужное социальное раздражение населения. Возможно, даже стоит предусмотреть меры материального стимулирования для лиц, ведущих трезвый образ жизни. В любом случае, представляется, что борьбу с пьянством необходимо вести в тесной консультации с обществом, особенно с активистами существующих антиалкогольных организаций, у которых временами есть действительно интересные предложения.
А вот свежайшие впечатления Юлии ПОПКО, журналиста газеты «Советская Белоруссия», откуда скопирована статья:
На часах – около 20.00. Обожаю любоваться проспектом Независимости под закатным солнцем. Для пущего удовольствия забегаю за чашечкой ароматного кофе: помнится, вкусный варили в легендарном магазине «Центральный», что соседствует с Дворцом Республики. Бегу туда в предвкушении фирменного коктейля «Оскар» — смесь кофе, взбитого до пены сырого яйца и капли коньяка. Не напиток, а прелесть! Открываю дверь, и в нос тут же ударяют «благовония»: запах дешевого пива, водки, перегара… Жмурюсь, задерживаю дыхание, хватаю кофе и даю деру.
«Центральный» получил свое громкое имя в 1977 году. Очень выгодно расположился: в деловом и туристическом центре города. В среднем в день мимо универсама проходит 60—70 тысяч человек, проезжает около 80 тысяч авто. Лично я познакомилась со знаменитым кафетерием десять лет назад, когда приехала в Минск поступать в вуз. Помню солнечное утро, прекрасное настроение и универсам с большими французскими окнами и интерьером коммунистической эпохи: большие люстры, псевдобарочная лепнина, плинтуса, картины. Кардинально ремонт здесь не делали уже несколько десятилетий: жители и гости обожают пить кофе/чай с замечательным видом на центр города. Но только днем.
фото travel.rambler.ru
Как начинает смеркаться, «Центральный» атакуют выпивохи — люди, у которых вошли в привычку ежедневные «банкеты». Для них легендарный кафетерий — лишь место, где разливают бюджетный алкоголь. К вечеру они еле стоят на ногах, но продолжают тусоваться за барной стойкой с видом на главный минский проспект. Мамаши, которые пришли сюда побаловать ребенка кусочком вкусного торта, и туристы, вычитавшие про знаменитый кафетерий из путеводителя, пребывают в вечном стрессе — как бы примоститься за столиком так, чтобы абстрагироваться от всего: от бесконечных матов, пьяных историй «за жизнь» и жуткого амбре. Недавно снова заглянула в «Центральный». Повод был: по многочисленным просьбам посетителей администрация впервые за долгие годы выделила зону, где спиртное пить нельзя. Вот уж я порадовалась: наконец-то! «Оскар», я иду за тобой! Летела на крыльях, но мне их быстро обломали: ничего не изменилось. Место для приличных людей — какой-то пятачок, окруженный тем же «сборищем». Пришлось действовать по отработанной схеме: выдохнуть, купить кофе и выбежать на улицу.
Надежда на перемены проблеснула, когда на масштабный ремонт закрыли второй этаж «Центрального»: продуктовый магазин сделали современным и красивым, а кафетерий на первом так и остался контрастным заведением. Больше ни в одной точке общепита в центре города не встретишь настолько разношерстную публику: одновременно и студентов, и бизнес-леди в элегантном костюме, и симпатичных старичков, и бомжей, и мерзких алкашей. В общем, пирожные и вкуснейший кофе теперь смакую там только по утрам. Но я-то поужинать дома могу, чего не скажешь про туристов. Гости гуляют, наслаждаются видами и ненароком могут заглянуть, а тут такое… Может быть, алколавочку в сердце Минска давно пора свернуть? Или пересадить контингент «под градусом» на тот самый пятачок — пусть ютятся, да на глаза не попадаются. Чем не вариант? Впрочем, недавно стало известно: минский универсам «Центральный» выставлен на продажу. Посмотрим, что там будет с новыми хозяевами…
Проблема центральных кафетериев отнюдь не частная: такие хорошие городские картинки, своеобразные визитные карточки портят и в других уголках страны. Как-то зимой я хотела погреться чаем и чем-нибудь подкрепиться в Орше. Долго ходила по центру города в поисках приличного кафе. Местные путь указали, но предупредили: там все время зависают любители «беленькой». Я осталась голодной и холодной. Подобные истории происходят и в других небольших городах — днем с этим проще, а вечером кошмар. Надо срочно что-то менять: если я и потерплю, то туристам вряд ли понравятся наши достопримечательности, приправленные парами стойкого алкогольного «выхлопа».
В публикации были использованы материалы интернет-журналиста (колумниста) Александра Шпаковского (sputnik.by) и Юлии ПОПКО, (газета «Советская Белоруссия»)