Тот, кто встал на путь Знания,
должен обладать огромным воображением.
На пути Знания ничто не бывает таким ясным,
как нам бы того хотелось.
Карлос Кастанеда «Колесо Времени»
2012 год закончился для меня благополучно: в ноябре заменил поврежденный тазобедренный сустав, в декабре восстановил его функцию и Новый 2013 год встречал уже без костылей и с твердым намерением продолжить свою миссию врача в МЦ «ЛОДЭ».
А тут, как снег на голову, приглашение российских и украинских друзей к участию в экспедиции под названием «Тибет: путь к Кайласу» с прохождением около 100 км с рюкзаком на высотах от 5500 до 6200 м горного рельефа. Экспедиция авторская, маршрут обсуждался со мной и другими участниками из Украины. Все рассчитывали на успешное посещение и объективную информацию об эксклюзивных «местах силы» западной, малодоступной и малоизученной части Тибета с боновской религией и укладом жизни.
Руководитель экспедиции Павел Нургалиев – востоковед с ученой степенью, специализирующийся на поисках и исследовании «мест силы» на Земле, спортсмен-альпинист. Его я знаю давно: вместе выполняли международную программу «Семь гор – семь континентов», совершив восхождения на Акконкагуа (Анды) и Килиманджаро (Африка), а в 2009 году под его руководством участвовал в первой транстибетской экспедиции через Китай в восточной части Тибетского нагорья. Тогда удалось пройти Внешнюю Кору Кайласа и только подойти к Южному лицу (со стороны Свастики). Полностью Внутренняя Кора Кайласа не была пройдена из-за плохого состояния участников, оказавшихся в центре геопатогенной зоны.
Кора – это ритуальный обход священного места, и Внутренняя Кора Кайласа не является исключением. Наружная (Внешняя) Кора – священный обход горы по часовой стрелке. Эти 54 км привлекают тысячи паломников из Индии, Непала, всего мира. Путь доступен и для обычного человека, адаптированного к пребыванию в гипоксической высотной среде. Считается, что один обход очищает грехи одной жизни, 108 обходов гарантируют Просветление.
Внутренние Коры Кайласа к Северному и Южному лицам считаются вхождением в геопатогенные зоны, чреватые резкими нарушениями психики и здоровья человека. Поэтому китайские власти закрывают доступ путешественников в эти зоны: военная охрана, заграждения, шлагбаумы на дорогах постоянно преграждают путь.
Эта поездка в Королевство Непал в Катманду в 2013 г. стала для меня четвертой. Первая в 1994 году в составе I Белорусской Гималайской экспедиции на гору Канченджангу (8586 м), вторая – восхождение на Айленд-пик (6198 м) в 2006 году в составе российской команды фирмы «Альпиндустрия»; третья – самостоятельный трекинг к южной стене Аннапурны (8091 м) в 2007 году.
Сентябрь 2013 г. – начало претворения мечты в реальность. Знакомый и такой долгожданный путь. Тусклые пейзажи на подлете к Катманду не меняют моего приподнятого настроения, как и унылая безлесная равнина с пожелтевшей растительностью. Визы делаем за пятнадцать минут, получаем багаж и из прохлады аэропорта вываливаемся в непальскую жару, где нас встречает Паша Нургалиев, гид экспедиционно-приключенческого клуба «Геоцельс».Экспедиция по западному региону Тибета была задумана давно, однако мое падение в трещину на Алтае и травма тазобедренного сустава отсрочили эти планы до 2013 года.
Улицы, улочки, закоулки Катманду, сколько в них необычного и уже известного, хотя некоторые перемены все же есть: экологичных велорикш заменили мотоциклисты. Шум моторов, визг тормозов, жмущиеся к обочинам узких улиц многочисленные пешеходы, зачастую в масках, берегущих лицо от пыли и мотоциклетных выхлопов. Столица Непала – Катманду, в ней около 500 тыс. жителей, королевский дворец, многочисленные храмовые комплексы и буддийские святыни. На территории Непала находятся 240 горных пиков высотой более 6000 метров, в том числе 8 из 14 восьмитысячников мира.Вид старого Катманду изменился мало. Бесконечные магазинчики, лавки, лавчонки, где зазывалы, улыбки, приветствия «намастэ» и обязательный торг между покупателем и продавцом для достижения обоюдовыгодной цены. Это Непал – государство между Индией и Китаем, главное богатство которого – Гималаи с высшей горой нашей планеты Джомолунгмой (8848 метров).
Знакомимся со святынями Непала
Буддийская ступа Боудданатх – одна из самых больших и старых буддийских памятников в мире. Ступа – архитектурное сооружение, способствующее сохранению мира и выражающее чистоту природы ума. Ступы, имеющие иногда тысячелетний возраст, оказывают влияние на силовое поле Вселенной.
Мы прошли под аркой и застыли в немом восторге перед исполинским монументом с вездесущими глазами Будды. Вокруг него, поднимаясь с уровня на уровень, по часовой стрелке идут люди. Чувство радости и торжественности поддерживается ровными низкими тонами хора монахов-буддистов. С последнего уровня ступы открывается замечательный вид на город.
В торжественной обстановке буддистского монастыря, который находится рядом, нам были вручены «сутры»* и дано напутствие монахов привезти в монастырь «живую» воду из священного озера Тибета Манасаровар. Из этого умиротворенного места отправляемся в Пашупатинатх – индуистский центр на берегах реки Багмати. Храм открыт только для индусов. Перед ним, у реки, царство злобных обезьян. Они по-хозяйски скачут у зарешеченных пещер отшельников, расположенных на крутом склоне. В дом ожидания смерти, точно определенной астрологом, стекаются правоверные индуисты. Сожжение – погребальный обряд, соблюдение сложных правил, которые способствуют реинкарнации*.
Где-то готовится костер для тела, завернутого в оранжево-желтые ткани. Другой подобный сверток уже горит, источая специфический сладковатый запах. Золу кострищ и трупов служка лопатой сгребает в грязные воды реки Багмати, где купающиеся дети пытаются найти уцелевшие от огня украшения. На площадках севернее от моста сжигают представителей высших каст. Специальный постамент – для членов королевского рода. Южнее – места для народа попроще.
Заглядываем в какой-то внутренний дворик. Сразу же отовсюду вылезают обнаженные существа мужского пола – скелеты, обтянутые кожей, с окладистыми бородами. Ласково улыбаясь, демонстрируют великолепные зубы, складывают ладони на груди: «Намастэ!». Ощущение сюрреализма и мистики, словно попадаешь в жутковатую сказку, где все увиденное выпадает из привычной действительности.
Из этого места отправляемся в Своямбунатх – храмовый комплекс на вершине холма. Штурмуем 600 ступенек и со смотровой площадки нам открывается панорама Катманду и окружающих гор. Приятное и светлое место, даже обезьяны здесь мирные.На следующее утро начинается наша экспедиция в Тибет.
Переход границы на китайскую территорию по величественному ущелью через Гималайский хребет процедура не для слабонервных: узкий извилистый серпантин с камнепадами, селями, оползнями. Постоянно встречаются пробки из грузовых фур, военные посты. Наконец долгожданный отдых на территории Тибета. Манасаровар – самое священное озеро Тибета и одно из самых красивых. Омовение в его водах по преданию может доставить путешественнику наслаждение раем Брахмы, а если испить этой воды, уйдут грехи прожитых лет.е подвели.Утром выезжаем к священным озерам – Манасаровар и Ракшастал. Минеральный анализ воды соответствует минеральному анализу крови человека. Манасаровар соединен с меньшим озером Ракшас Тал каналом, который
называется Ганга Чу, эти два водные тела ассоциируются с соединением Солнца и Луны – Могущественный символ буддизма Тантры*. Легенда гласит, что это озера Мертвой и Живой воды. Существует также и определенный мистический ритуал. Необходимо сначала окунуться в мертвую воду Ракшас-Тал. При этом, образно говоря, погибает вся ваша потрепанная временем плоть, и тело превращается в голый скелет. Затем нужно искупаться в живых водах Манасаровара, и они вам дадут новую, молодую и абсолютно здоровую плоть. Точно такие же трансформации произойдут при этом обряде и с духовно-энергетическими телами. Естественно, мы с удовольствием совершаем все положенные обряды в священных озерах.После омовения останавливаемся на ночлег у монастыря Чиу («птичка»), который расположился по обеим сторонам утеса, смотрящего на озеро Манасаровар. Это очень известный и значимый монастырь, в котором хранится прижизненная скульптура Будды – Чомденте. В нем не раз медитировал великий йог и поэт Миларепа. Здесь провел последние семь дней жизни на Земле Гуру Ринпоче (Бодхисаттва Падмасамбхава*).
По свежему морозному тибетскому утру продвигаемся в западные, труднодоступные и малоизученные районы долины реки Саттледж, маркируя колесами джипов святую землю Тиртапури – третье по значимости священное место Тибета. Достигаем таинственной долины Гаруды с пещерным городом Кюнлунг – легендарной столицей бонского государства Шамшунг и серебряным дворцом Гаруды.
Поднимаемся тайной тропой в серебряный дворец Гаруды – царицы-птицы, одного из символов (наряду со свастикой* и золотым шлемом Властителя Мира) самой древней мистической религии Бон. Шамшунг – самая высотная и, несомненно, одна из самых загадочных цивилизаций в истории человечества, подарившая миру религию Бон, тибетскую медицину и многие другие духовные и культурные ценности, которые связаны с Тибетом.
Цивилизация Шамшунга (ок. 10 тыс. лет назад) предшествовала Тибетской, и ее империя была самой мощной в Центральной Азии. Все достижения королевства Гуге, а затем и Тибета происходят от знаний, накопленных в древнем Шамшунге. Кюнлунг – столица царства Шамшунг вместе с «Серебряным дворцом Гаруды» являются духовным центром бонских жрецов – шенов, обладавших мистическими способностями передвижения в пространстве (левитацией) и парадоксальными энергетическими способностями собственного мозга. Эти места долго оставались неизвестными и недоступными даже для «культурной» революции, хунвейбинов и маоистов, которые опасались мести бонских жрецов. Их посещение стало возможным только четыре года назад! До сих пор эти места являются «белым пятном» на научной и туристической карте.
В завершенении дня: чудо природы – белоснежные травертиновые древние ванны-раковины горячих минеральных источников.
По преданиям, они обладают омолаживающим эффектом.Купание, как мистический сон, и ночлег. Перед ночлегом посещение прекрасно сохранившегося бонского монастыря с дружелюбными монахами. Справа от него крутая лестница из ступенек в скальном склоне, заканчивающаяся пещерой-скворечником, окрашенным в белый цвет. Эта пещера принадлежала умершему год назад медицинскому ламе Тибета, который там принимал пациентов. Последний год обратиться за медицинской помощью не к кому, т.к. преемник ламы пока не найден – реинкарнации души ламы в рождающихся мальчиков пока не зарегистрировано… Таков Тибет. На следующее утро начало Внешней Коры вокруг горы Кайлас и выход к северному лицу Кайласа.
Кайлас – горная цепь в Гималаях, севернее озера Манасаровар. В центре этого горного массива расположена священная гора Кайлас, которую тибетцы называют Юндрунг-Гуцег («Девятиэтажная гора свастики»). В «Атласе мира» от 1999 года указана ее высота – 6696 м, впрочем, по непальским данным 21 века, эта гора «подросла» еще на 18 метров и стала 6714 м, что характерно для молодых гималайских вершин вулканического происхождения. Просвещенная Елена Блаватская в своем «Теософском словаре» дает такое определение Кайласа: «В метафизике – «небеса», обитель Богов; географически – горная цепь в Гималаях, севернее озера Манасаровар». Считается, что Кайлас – одно из 32 оккультных мест на Земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению энергетической связи с миром.
Четыре религии поклоняются этой горе! Буддисты провозгласили Кайлас Горой Свастики. Свастика в буддизме – символ духовной силы, а пик в самом деле напоминает свастику.
Круглый конус Кайласа почти симметричен, на всех его стенах отчетливо видны горизонтальные и вертикальные полосы – гребни, составляющие рисунок свастики. Возможно, здесь и было место рождения этого солнечного знака. Многочисленные паломники-буддисты совершают священный обход вокруг горы. Для последователей древней тибетской религии Бон гора Кайлас и лежащее у ее подножья озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шамгшунг, где зародился Бон. Кайлас (девятиэтажная Гора Свастики) – это душа всего Бона, средоточие жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бона». Легендарные истоки четырех величайших рек Азии – Брахмапутры, Карнали, Инда и Сатледжа – начинающиеся в регионе Кайласа, соответствуют его четырем почти геометрическим граням. Внешняя Кора начинается из поселка Дарчен, где нас обеспечили проводниками-носильщиками, следящими за нашим самочувствием и несущими часть груза. Начало священной Коры – прохождение ритуальной арки, увешанной молебенными флажками, ленточками, брошенной одеждой. Переход до монастыря Дира Пхуг мимо магического Западного лица Кайласа, «временных» дыр, кресла Миларепы до северного лица Кайласа. Затем подъем к монастырю Чуку с осмотром «Плато небесных похорон 84-х махасидх*» – осмотр места проведения тибетского обряда «похорон на небо», при котором тело умершего расчленяется и скармливается грифам.
Уставшие от первого дня Коры и массы впечатлений и информации валимся на ночлег перед суровой северной стеной Кайласа, с которой завтра намечена встреча. Утро обещало солнечный и морозный день. Величественная скально-ледовая северная стена Кайласа ассоциировалась с входом в «Долину смерти» к зеркалу смерти царя Ямы и «Дверями в Шамбалу», которые охраняют «Камни Псы» (по версии Э.Мулдашева). Однако по мере приближения к леднику северного лица Кайласа все больше ощущался горный рельеф. Здесь хотелось применить альпинистские навыки и заодно испытать возможности своего нового тазобедренного сустава в условиях почти шестикилометровой высоты. Когда расстояние между стеной и нами стало минимальным (разделенные лишь глубоким «бергом» – трещиной между стеной и ледником), почувствовался прилив радости, единения с окружающей действительностью и чувство такого беспредельного счастья, как будто не было усталости, одышки, гипоксии – непременных спутников высокогорья.
Хотелось сидеть и созерцать величие матери-земли, не обращая внимания на беспричинные слезы и ухудшающуюся погоду. На спуске я случайно нашел эдельвейс, в сентябре они уже должны были отцвести…
Утром – ранний подъем: мороз, темно, недоваренный рис. С фонариками на головах, задыхаясь, ползем на высокогорный перевал Долма Ла (5750 м), принимая за истинную перевальную седловину промежуточные предперевальные взлеты. Со мной рядом девочка-портер,несущая второй мой рюкзак ,в ярком розовом платке, с маской на лице и улыбающимися карими глазами.
Двигаюсь в ритм молитвы «Ом мани падме хуум» (несравненный, как цветок лотоса), подстраховываясь двумя палками-телескопами на оледеневшей тропе, все еще ощущая энергетический подъем вчерашнего дня. Девочка не отстает, контролируя каждый шаг вверенного ей сагиба(хозяина), хотя длинная тяжелая юбка-одеяло и ветхие кроссовки доставляют ей неудобства на скользкой тропе. Делюсь палками-телескопами.
Вот и долгожданный спуск с горячим чаем в маленькой харчевне-палатке, заполненной тибетскими паломниками. Теперь только вниз с посещением монастыря Зутул Пхуг и мистической пещеры йогина Миларепы.
Окончание Коры, возвращение в поселок Дарчен. Отдых с чангом (непальское рисовое пиво) и подготовкой к радиальному выходу к Южному лицу Кайласа, в запретную долину, к саркофагу Нанди и 13-ти чортенам святилища Дригунг Кагью.
И тут последняя новость: Внутренняя Кора Кайласа объявлена запретной. Перед единственной дорогой в ущелье шлагбаум и китайские военные с автоматами. За разрешение прохождения Коры – взятка 500 S с человека.
Я было впал в отчаяние, поскольку не рассчитывал на такие непредвиденные расходы. Выручили одесситы-киевляне, искренне и безвозмездно. Итак, ночью в джипы, в сопровождении тибетского ламы-проводника и двух его помощников наша маленькая авантюрная группа из 6 человек достигла монастыря Селунг, который находится в тайной долине Кайласа в месте начала Внутренней Коры. А дальше – пешком, с фонариками на головах в запретную геопатогенную зону.
Светает, мороз до минус 15, усиливается ветер и наше общее волнение при приближении к фокусу геопатогенной зоны. В распадке открывающегося ущелья силуэт горы Нанди. Это загадочная священная гора, примыкающая к Кайласу с юга. Согласно мнению ряда исследователей-эзотериков, является рукотворной, полой внутри и представляет собой саркофаг.
Одна из легенд гласит, что в саркофаге в состоянии самадхи находятся тела всех учителей: Иисуса, Будды, Кришны, Мухаммеда и всех других, которые когда-либо были посланы миру.
Однако с научной точки зрения геология горного хребта Кайласа не вызывает сомнений и естественное происхождение ландшафта не делает его менее прекрасным. Маршрут Внутренней Коры проходит по одному из красивейших мест в мире, а загадочная и могучая природа Кайласа превращают Внутреннюю Кору в незабываемое приключение, ярчайшее переживание жизни.
Отсюда открываются лучшие виды на гору Кайлас! Это геопатогенная зона с аномальной энергетикой. Мы подходим к столу Миларепы – огромному камню на пологой арене, обвешанному молебенными флажками и ритуальной атрибутикой. Холодно, волнуемся в ожидании различных физических и психологических феноменов.
Лама-проводник в растоптанных кроссовках на босу ногу, монашеской бордово-желтой рясе, с сумой через плечо, без головного убора на стриженой голове идет впереди. Периодически останавливается, медитирует, как будто открывает двери в другой мир и начинает маршрут к чортенам святилища Дригунг Кагью. Они находятся в Южной стене Кайласа у перевала Внутренней Коры.
Подойти к ним как можно ближе – задача этого дня. Маршрут к чортенам сложен как физически, так и психологически. Это часть пути Внутренней Коры. Нарастает крутизна скального заснеженного склона, требующего альпинистских навыков, предельного внимания и специального снаряжения. С волнением смотрю на нашего ламу-проводника в стоптанных кроссовках на босу ногу. А он уже почти под чортенами, закрепляет страховочную веревку за каменный выступ и бросает ее нам. Его помощники объясняют нам как страховаться и подниматься по ней, держась за выступы скальной стенки. Вот и мой черед: протез и непонятная “монашеская” техника лазанья несколько тревожат меня. Однако легкий толчок под «пятую точку» одного из помощников – и я как на крыльях взлетаю к козырьку с чортенами, где нас ждет улыбающийся лама. Легкость и уверенность в движениях, а высота – шесть тысяч метров!
Подходим к 13 Чортенам в Нише Сапториши в Южной грани Кайласа. Торжественное, мистическое место!
Первые лучи солнца расшевелили огромную вертикальную трещину-Свастику Кайласа, вызвав многочисленные пылевые лавины, не затрагивающие Чортены. На вопрос, как люди могли занести строительные материалы и построить чортены на высоте 6 тыс. метров под отвесной стеной с лавинами, лама ответил, что это сделала сама гора, а люди только подправили надгробные святилища. Перехватив мой недоуменный взгляд, он указал на зарождающиеся новые маленькие холмики-чортены, которые виднелись в конце скального козырька. После короткой передышки нам предстояло последнее испытание – прохождение перевала Сердунг Чуксум (6200 м), который по преданию является полым и соединяет саркофаг Нанди с Кайласом – это ключ в прохождении Внутренней священной Коры Кайласа.
До перевала нужно пройти через крутой снежный склон, упирающийся в отвесную стену Кайласа.Впереди лама-проводник, я следом – для закрепления следов на снежном склоне своими альпинистскими ботинками. Всматриваюсь в идущего по снежному склону человека, чтобы закрепить его след, а следов-то нет! До сих пор перед глазами стоит силуэт ламы, у которого свои отношения с законами гравитации… Тропу пришлось прокладывать самому,утаптывая священные снега Кайласа и труднодоступного перевала Нанди.
На перевале нас захватило чувство необъяснимой радости от впервые увиденного Восточного солнечного лица Кайласа, которое открывается только посвященным. Затем спустились в красивое, светлое ущелье. На языке ледника, на свежем снегу увидели огромные следы от босых человеческих ног. На очередной вопрос ламе – мягкий вразумительный ответ: это большая человекообразная обезьяна, живущая в пещерах Кайласа, в городе Богов, называющимся Шамбалой.
Моисеенко В.В.
Минск-Одесса-Стамбул-Катманду-Тибет
Словарь буддийских терминов
Шамбала – название одной из «идиллическо-счастливых земель» буддизма. В нашу эпоху многие исследователи пытаются отождествлять Шамбалу с одной из реально существовавших в XI веке стран – от северной Индии до Уйгурии, однако доказать то или иное предположение до сих пор не удается никому из ученых исследователей.
Буддийские сутры (бусы, четки, нити) – понятие «сутра» транслирует нить, на которую нечто нанизывают (например, бусы или четки).
Реинкарнация (перевоплощение) – процесс перехода астрального тела из умирающего тела в новое рождающееся.
Тантрический буддизм – заключительный этап развития буддизма в Индии. Тантра (как и сутра) просто тип текстов, служащих основой, стержнем учения Будды.
Бодхисаттва Падмасамбхава – под бодхисаттвой понимается будущий будда, стремящийся с обретению состояния будды. Падмасамбхава – тантрический йогин и проповедник буддизма в Тибете (VIII в.)
Свастика – древний индоевропейский символ солнца, солнцеворота и огня. Представляет собой крест с концами, загнутыми по часовой стрелке, или посолонь (свастика с концами против часовой стрелки – злонамеренный символ из арсенала черной магии).
Махасиддхи – тантрические йогины и святые, особенно почитаемые в странах распространения тибето-монгольского буддизма.