Люди – почти всегда плохие интуитивные психологи

Многие люди искренне верят, что они хорошие «интуитивные психологи». Они полагают, что им относительно легко предсказать мнения и поведение других людей. Мы все располагаем информацией, накопленной во время прошлого опыта, как о нас самих, так и о других людях. Ведь этого должно быть достаточно для верных предположений? Как бы ни так.

В реальности, когда люди оценивают поведение других людей и предполагают, какие у этого поведения причины, они подвержены целому ряду предсказуемых ошибок. Эти ошибки доказывают, почему необходимы психологические эксперименты, и почему мы не можем полагаться на нашу интуицию, если речь идет о поведении других людей.psycho.by_1000x430 Z 5

Одна из таких распространенных ошибок называется эффектом ложного консенсуса. В 1970-х годах социальный психолог Стенфордского университета, профессор Ли Росс, продемонстрировал, как работает эффект ложного консенсуса в двух изящных исследованиях (Ross, Greene & House, 1977).

В первом исследовании участников просили прочесть о ситуации, в которой произошел конфликт, а потом им предоставили два варианта реагирования. Их попросили сделать три действия:

– Предположить, какой вариант выберут другие люди.

– Сказать, какой вариант выбрали бы они сами.

– Описать качества людей, которые выберут каждый из вариантов.

Результаты показали, что большинство людей считали, что другие люди выберут тот же вариант, что и они сами, независимо от того, какой выбор они сделали. Росс и его коллеги назвали это эффектом «ложного консенсуса» – идеей о том, что другие люди думают точно так же, как и мы, хотя на самом деле это совершенно не так.

Другая ошибка проявлялась, когда участников просили описать качества человека, сделавшего выбор, противоположный их собственному. По сравнению с людьми, которые сделали такой же выбор, в отношении личности людей, считающих иначе, участники делали более экстремальные предсказания.

Если говорить проще: люди были склонны предполагать, что с теми, кто не согласен с ними, что-то не так! Это может показаться шуткой, но это совершенно реальное заблуждение, которому следуют люди.

Хотя данные первого исследования хороши в теории, как мы можем убедиться, что люди реально ведут себя так, как они говорят? В конце концов, одно из самых знаменитых открытий психологии состоит в том, что взгляды людей и их поведение мало связаны друг с другом.

Во втором исследовании Росс с коллегами отказались от гипотетических ситуаций, бумаги и карандаша, а вместо этого обратились к рекламе с помощью двойных щитов. В этом исследовании участников, которые были студентами университета, спрашивали, согласятся ли они в течение 30 минут ходить по территории кампуса, надев двойной рекламный щит с надписью «Ешьте у Джо». (Информация о качестве питания у «Джо» и о том, насколько глупо выглядели студенты, нацепив щит, отсутствует).

В качестве мотивации участникам просто сказали, что они узнают «кое-что полезное» из данного исследования, но если они хотят, то могут совершенно спокойно отказаться от участия.

Результаты подтвердили данные предыдущего исследования. Среди тех, кто согласился надеть щит, 62% думали, что и остальные участники согласятся. Среди тех, кто отказался, только 33% думали, что другие согласятся надеть щит.

Снова, как и раньше, люди делали более экстремальные предсказания о том, какой тип людей примет решение противоположное их собственному. Легко представить, как они рассуждали: «Что не так с теми, кто отказывается? Я думаю, они просто панически боятся выглядеть глупо». В то время как люди, которые отказались: «Какой выпендрежник согласится надеть двойной рекламный щит? Знаю я таких людей – чудики».

Это исследование является захватывающим не только потому, что оно демонстрирует наши предрассудки в отношении чужого поведения, но и потому, что оно доказывает саму необходимость психологических исследований. Когда какой-нибудь психолог пытается объяснить данные исследования, то его почти неизбежно прерывают одним из следующих аргументов (помимо прочих!):

1. Я бы мог сказать вам то же самое – это же очевидно!

2. Нет, мой опыт говорит о том, что это неправда – на самом деле люди так себя не ведут.

Как показывает это исследование из области социальной психологии, на самом деле люди – это очень плохие интуитивные психологи. Единственным исключением являются ситуации, когда ответ совершенно очевиден, например, если вы спрашиваете, нормально ли совершать убийства. Однако те вопросы, по которым мы все согласны друг с другом, обычно далеко не так интересны как те, по которым наши мнения расходятся.

Люди также склонны предполагать, что те, кто не разделяет их взгляды, обладают более экстремальным типом личности, чем их собственный. Это происходит потому, что люди, сознательно или бессознательно, размышляют: ведь ясно, что все правильно думающие (читай, «нормальные») люди считают точно так же, как и я

Очевидно, что это не так. Так что осознание того, что мы не так уж хорошо знаем других людей – это хорошее начало.

Обсуждение: https://psycho.by/forum/index.php?topic=15600.msg64656#msg64656

Реклама, за счёт которой поддерживается этот сайт:

massag.by

Администрация сайта обращает внимание на то, что некоторые публикации размещаются в качестве отдельно взятых концепций, но не одобряются и не соответствуют нашей точке зрения. Читателю предоставляется право оценивать информацию самому, либо инициировать дискуссию.

Реклама, за счёт которой поддерживается этот сайт:

#lekBY, фармацевтика в Беларуси, лекарства Беларуси, фармацевтика в РБ,  лучшие аптеки Минска, фармацевтический рынок Беларуси, фармбизнес в Беларуси, фармакотерапия, психофармакология,  эффективность медпрепаратов, фальсификация лекарств, рецепт, представительство фармкомпании, продажа лекарств, фарммаркетинг, менеджмент в фармбизнесе, реклама лекарств, продвижение лекарственного препарата

Добавить комментарий