Несколько примеров научных скандалов и фальсификаций исследований авторитетных учёных

Научные публикации Дидрика Стапела, директора (!!!) Института исследований поведенческой экономики Тилбугского университета, Нидерланды, вызвали подозрение тем, что слишком аккуратно в них сходились все результаты. Как выяснилось, не меньше 30 статей этого автора были написаны на основании сфабрикованных данных, и, по мнению многих ученых, это число будет продолжать расти. Среди сенсационных открытий Стапела утверждение, что мысли о мясе делают людей более агрессивными и что хаотическое окружение заставляет человека мыслить стереотипами.

Биолог Паоло Себастьяни () из Бостонского университета () опубликовал статью, в которой утверждалось, что найдено 19 генов, ассоциирующихся с долголетием. Уже через несколько дней после этой публикации, критики предположили, что обнаруженные корреляции вызваны ошибкой в методе секвенирования. После устранения этой ошибки выяснилось, что наблюдаемые связи гораздо слабее. Журнал Science убрал с сайта эту статью, несмотря на то, что на нее 25 раз ссылались в других научных статьях. Это был громкий скандал вокруг поиска генетических причин долголетия.

Фелиса Вольф-Саймон из университета Аризоны , США, обнаружила на дне оз. Моно (Mono Lake), штат Калифорния, бактерию, которая якобы может жить в среде, богатой мышьяком. Эксперименты, проведенные в других лабораториях, также поставили под сомнение методы Фелисы Вольф-Саймон и опровергли полученные результаты. В мае в журнале Science было опубликовано 8 критических комментариев на эту статью, однако, в отличие от предыдущего случая, сама статья не была отозвана.

Критик теории глобального потепления, Эдвард Вегман из Университета Джорджа Мэсона опубликовал в 2008 году статью, в которой он утверждал, что климатология существует только благодаря взаимной поддержке ученых. Однако затем выяснилось, что текст статьи содержит фрагменты, дословно скопированные из Википедии.