ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога-консультанта. Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Этический Кодекс психологов-консультантов в области индивидуального и семейного психологического консультирования (далее по тексту «психолог-консультант») призван:

  • ОГРАДИТЬ ОБЩЕСТВО ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕСКОНТРОЛЬНОГО И НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ;

  • ЗАЩИТИТЬ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ И ПСИХОЛОГИЮ ОТ ДИСКРЕДИТАЦИИ И МАНИПУЛЯЦИЙ.

Данный Этический Кодекс распространяется только на тот вид психологической деятельности, который относится к индивидуальному и семейному психологическому консультированию.

При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи-консультанты должны руководствоваться данным Этическим Кодексом. Если отдельные нормы по-ведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодатель-ства, психологи-консультанты в профессиональной деятельности выбирают соответствие более высоким стандартам.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

  1. ОБЩИЕ НОРМЫ
  2. Границы компетентности
  • Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
  • Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.
  • В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.
  • Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).
  • Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

реклама от администратора сайта

Консультации врача- психолога, психотерапевта. Групповая, поведенческая, семейная и логотерапия. Тренинги. ГИПНОЗ. Помощь кризисным парам. Школа психорегуляции.   Приём в центре Минска (метро Фрунзенская). Выезд на дом. Юдицкий И.В.   +375296277772 мтс   Психосайт:  PSYCHO.by

Расписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)

  1. Описание и/или объяснение результатов психологической работы
  • В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.

  • Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

  1. В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.

  2. Недискриминация: в своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

  3. Посягательства на честь и достоинство клиентов
    психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

  4. Отношение к личным проблемам

  • Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

  • Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

  • Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

  1. Ненанесение вреда:
    психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

  2. Неправильное использование психологических знаний:
    признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

  3. Неправильное использование психологов-консультантов и результатов их работы

  • Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.
  • Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.
  1. Бартер с клиентами психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и ус-луг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

  2. Денежное вознаграждение вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

  3. Ведение профессиональном и научной документации психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опы та, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

  4. ПУБЛИЧНЫЕ выступления и публикации
    Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме, интервью в сми, лекции и устные вы-ступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (интернет, чат, электронные конференции и т.п.).

Избегание ложных или неверных утверждений

  • Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией.
  • Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

Свидетельства и подтверждения психологи-консультанты не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

  1. Тестирование, оценка и вмешательство
  2. Оценка и диагноз
  • Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

  • Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария.

  1. Использование психологического инструментария
  • Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.
  • Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария.
  • Психологи-консультанты не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

  • Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограниче-ния в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,

  • Психологи-консультанты делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.
  1. Интерпретация данных при интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.

  2. Создание тестовых оценок и интерпретаций психологи-консультанты, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось автоматизированно.

  3. Объяснение полученных результатов результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование — психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.

  4. Обеспечение безопасности психологического инструментария психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного этического кодекса.

  5. Процедурные нормы

  6. Информирование клиента
  • При установлении профессиональных отношений между психологом-консультантом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.
  • Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.
  • Психологи-консультанты во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании.
  1. Осознанное согласие
  • Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что клиент:
  1. Способен дать согласие;
  2. Получил значимую информацию относительно всех процедур;
  3. Дал свое согласие на основе свободного волеизъяв-ления и без нажима со стороны;
  4. Данное согласие правильно оформлено.
  • В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

  • Дополнительно, психологи-консультанты:

  1. Информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их пси-хическим состоянием и особенностями;
  2. Стараются получить их одобрение и
  3. Учитывают личностные пристрастия и интересы.

  4. Взаимоотношения с парой и с семьей

  • В тех случаях, когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить:

1.. Кто из них является клиентом и
2. Какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.

  • Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). Он должен сделать выбор в направлении одной из них.
  1. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами при принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса.

  2. Консультации и взаимодействие с коллегами
    психологи-консультанты организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

  3. Прерывание помощи

  • Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.
  • Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.
  1. Окончание профессиональных отношений
  • Психологи-консультанты нс бросают клиентов.
  • Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.
  • Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.
  1. Неформальные отношения
  2. Внепрофессиональные отношения с клиентами
  • В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны н внимательны и учитывать силу своего влияния.
  • Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепрофес-сиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.
  • Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с этическим кодексом.
  1. Сексуальные отношения
  • Психологи-консультанты уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать ее нарушения.
  • Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.
  1. Консультирование бывших сексуальных партнеров:
    психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

  2. Конфиденциальность

  3. Обсуждение ограничений конфиденциальности

  • Психологи-консультанты обсуждают с клиентами и/или организа-циями. С которыми они устанавливают профессиональные отношения:
  1. Вопросы конфиденциальности;
  2. Необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы.
  • Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.
  • Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.
  1. Сохранение конфиденциальности психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.
  2. Минимизация вторжения во внутренний мир
  • Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психолги-консультанты в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. Включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.

  • Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

  1. Психологи-консультанты несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и этическим кодексом.

  2. Разглашение информации

  • Психологи-консультанты раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на:
  1. Обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;
  2. Проведение необходимых профессиональных консультаций;
  3. Защиту клиентов.
  • Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.
  • При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могоа бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.
  1. Конфиденциальная информация o базе данных
  • При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.
  • (в) предоставляя записи третьим лицам, психолог-консультант должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.
  • Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог-консультант должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.
  1. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях м публичных выступлениях
  • В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи-консультанты не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.
  • Во время научного или профессионального общения психологи-консультанты должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы треть-ими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.
  1. Защита записей и данных психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

  2. Решение этических вопросов

  3. Знание этического кодекса психологи-консультанты должны быть знакомы с данным этическим кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения.

  4. Возникновение этических вопросов в тех случаях, когда психолог-консультант самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических вопросах, а также к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.

  5. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями если служебные обязанности психолога-консультанта входят в противоречие с этическим кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

  6. Неформальное устранение этических нарушений в тех случаях, когда психологам-консультантам становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.

  7. Сообщение об этических нарушениях если этическое нарушение не может быгь устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи-консультанты предпринимают действия, направленные на подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.

  8. Сотрудничество в решении этических вопросов в решении этических вопросов психологи-консультанты сотрудничают прежде всего с сертификационным советом в области индивидуального и семейного психологического консультирования местного психологического общества.

  9. Необоснованные претензии психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.
    По материалам Санкт-Петербургского психологического общества

Добавить комментарий