- Действительно ли ПСИХОТЕРАПЕВТ обязан пройти личную терапию до того, как сам начнёт принимать пациентов ?
- Необходима ли периодическая терапия практикующему, состоявшемуся психотерапевту ?
Эти вопросы уже много лет “закрыты” категорическим требованием всех профессиональных сообществ – не менее 50 часов личной терапии, это обязательное условие допуска к работе с людьми.
Почти все психотерапевтические ассоциации настаивают и на регулярных визитах психотерапевта к коллеге, либо на обязательном прохождении супервизии (чем она отличается от личной терапии напишу ниже).
Прежде, чем разместить тут текст известного российского психиатра Менделевича Владимира, кратко изложу собственное мнение:
В настоящее время на постсоветском пространстве требование различными психологическими и психотерапевтическими сообществами и ассоциациями личной терапии в многочасовых объёмах – лукавая попытка “лидеров” подогнать себе клиентов, которых можно будет длительно доить. Не секрет, что в сферу оказания психологических услуг и в психотерапию традиционно лезут персонажи с незакрытыми личными проблемами и хроническими последствиями психических травм. Они (чаще бессознательно) пытаются решать собственные вопросы за счёт работы с клиентами, самоутверждаться или реализовывать инстинкт власти. Это – идеальные клиенты для председателей и президентов психоассоциаций, например, таких – как “Институт Гештальта” или “Психоаналитическое общество”.
Главная проблема, в том, что организации, созвучные вышеупомянутым оптом и в розницу продают “дипломы” и “сертификаты” психотерапевтов людям, порой не имеющим даже психологического высшего образования. И очень редко – врачам.
Базовый принцип психотерапевтической этики – ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА. Исходя из него, никто никому не должен отчитываться об объёме личной терапии и о месте её прохождения. Это – исключительно личное дело психотерапевта.
(сам я несколько десятков лет прохожу личную терапию, сменил несколько специалистов, кроме этого прохожу супервизию и участвую в баллинтовской группе. Почему считаю это необходимым, но никому не собираюсь навязывать свой взгляд, напишу позже, если к публикации будут комментарии и вопросы )
СВОБОДНАЯ КУШЕТКА, ИЛИ КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ (Менделевич Владимир)
Психотерапевтам это хорошо известно, а остальным по секрету расскажу, что священной коровой для современной психотерапии является ЛИЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Даже не спрашивайте почему… Потому что))) Хочешь стать настоящим психотерапевтом с сертификатом и прочими атрибутами профессии – пройди личную терапию. Таково правило. Ну, типа пока сам не полежишь на кушетке у старшего по званию нельзя тебе доверить судьбу пациента. Не настоящий ты сварщик))) Причём полежать придётся не сколько пожелаешь и не на сколько хватит сил, а строго по регламенту – не менее 50 часов. Хотя бывает и дольше. Подниматься разрешается))) И только “прошедшие полный курс получают доступ к психотерапевтической практике». Подпись… печать… В общем диплом «через кушетку»))))
Говорят, что всё это действо было задумано ради пользы клиентов, хотя не уверен, что их спросили. По протоколу личная терапия требуется «для глубинного понимания сути психотерапевтических практик», а также «для познания ресурсов собственной личности, решения личных запросов, проработки личностных ограничений, влияющих на самостоятельную успешную психотерапевтическую деятельность». Предполагается, что только пропустив всё через себя из простого смертного можно родиться психотерапЭвтом))) Иного пути не дано.
Честно говоря, меня подобный регламент смешит. Ума ни приложу почему для лучшего понимания клиента надо самому им стать. Какая-то кривая логика… Вот, к примеру, хирург же не должен перенести операцию, а психиатр не обязан переболеть шизофренией, чтобы получить диплом врача и стать мастером своего дела. Откуда столь жёсткое требование к психологам и психотерапевтам? И главное – доказано ли, что прошедший личную терапию психотерапевт более эффективен и востребован, чем непрошедший? Дедушка Фрейд, к примеру, никакой личной терапии не имел и ничего, практиковал айда-пошёл… от пациентов отбоя не было. Всеми признано – высоко эффективный профессионал.
Возможно, личная терапия нужна для того, чтобы… типа, психотерапевт исцелился сам? А то не с руки больного подпускать к клиентам… Немало обывателей красочно опишут, насколько безумен был их психотерапевт – «ему самому лечиться надо было…» И правда, все мы – психологи, психотерапевты и психиатры чаще других болеем психически. Ну, вот так сложилось… Издержки профессии. Можно, конечно, спорить, но это факт. Кто первым надел халат, тот и психиатр))) И главное нет доказательств, что психотерапевт, преодолевший собственные комплексы, эффективнее беспроблемного оптимистичного здоровячка.
Никого не хочу обидеть, но как-то нелепо связывать повышение профессиональной квалификации с длительностью и обязательностью терапии собственных проблем. Лечить – так лечить, учить – так учить))) Наверняка для кого-то из начинающих психологов личная терапия важна – ведь так проще стать своим среди своих. Им даже кажется, что в процессе такой терапии они мудреют. Но потихоньку всё это для многих превращается в игру, когда психотерапевтический процесс оказывается важнее результата.
ИМХО. Давно пора профессионалам перестать подсаживаться на личную терапию как на иглу. Ведь многие с неё так и не слезли. Нас заждались клиенты.
ПОРА ОСВОБОДИТЬ МЕСТО НА КУШЕТКЕ.
А вот как реагирует на текст Гелсина Станкевич, именующая себя “Академическим психологом, психотерапевтом (гештальт-терапевтом), супервизором, Литературным агентом” :
Если сам себя топит специалист в области психиатрии, то мне как клиническому психологу не грех чуть притопить коллегу для того, чтобы Менделевич Владимир (Mendelevich Vladimir), начал понимать границы своей компетенции в вопросах, которые его трогают, и на которые пытается отвечать, правда, в неуважительном тоне к тем кого регулярно упоминает в последние месяцы в своих враждебных статусах.
Немного из текста Владимира крылатого и пошлого “диплом «через кушетку»”, “психотерапЭвтом”, “практиковал айда-пошёл… от пациентов отбоя не было. Всеми признано – высоко эффективный профессионал”, “Кто первым надел халат, тот и психиатр” и все эти эпитеты очень хорошо характеризуют Владимира, так как его рука твердо нажимала на кнопочки при наборе текста. Только Вас лично выдают Ваши искаженные из-за зависти к коллегам желания, странно, что даже фото свое в анфас разместили (видимо совсем не осознаете что и как делаете на обозрение) – и тогда это уже крик о помощи запутавшегося профи! И тогда Ваш статус лишь доказательство тому, что действительно не возможно стать психотерапевтом без проработки своей патологичной части.
Относительно упомянутого Фрейда.
В искусстве полярности любая неправильная поляризация ведет к нарушениям, а любая правильная поляризация способствует интеграции, например, борющихся противоположностей (которые в психопатологии обычно именуются внутренними конфликтами). Фрейд иногда имел верную интуицию в отношении поляризации, а иногда был полностью сбит с толку. И это наши истоки,и поэтому его промахи необходимо уважать, к которым мы должны относиться еще и бережно и регулярно очищать эту воду от нечистот. А Вы, наоборот, гадите и пытаетесь грязно обвинять, по усилению важности фигур, и пришли после уничижения практики успешно практикующих коллег в разных подходах психотерапевтических к тем кто уже покоится с миром. Это и есть трансценденция в глобализацию, что некоторые специалисты и коллеги принимают за экспертность, а на самом деле Вы знать не ведаете кто такой психотерапевт и для чего он клиенту необходим.
реклама от администратора сайта
Помощь психолога, психотерапевта, психиатра . Клинический гипноз. Консультации кризисных пар. On-line консультации
Терапевтические группы. Кабинет в центре. Парковка. ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск, ул.Мельникайте, 2-503А, +375 29 6277772 (МТС) р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО “АЛЬФА-БАНК” ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ – ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ – тут. Посещение – после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП). Рассрочка по программе “ХАЛВА” – при предоплате (рассрочка 2 мес) 5-ти сеансов по согласованному графику, либо (рассрочка 3 мес) 10-ти сеансов , с предварительным одобрением графика посещений. Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COMРасписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)
Личная терапия стала таким полу религиозным понятием, но её задачи просты-пережить то, что будешь делать с другим, на “своей шкуре”, понять изнутри каково этому Другому, построить внутреннюю модель реакции другого, и столкнуться со своими конфликтами и противоречиями. Хорошая личная терапия это профилактика выгорания и помощь в кризисе, особенно на этапе становления практики, где приходится сталкиваться с большим количеством отреагирования, обесценивания и тому подобных явлений. А также общепринятая процедура инициации. Она утилита р-на, полезна, но возводить её в культ тоже не стоит. Да, можно создать бизнес на ней, как и на образовательных услугах, выращивании грибов, и перепродаже юридических прав, услуг лицензирования и сертификации, на чем угодно, что законно позволяет извлекать прибыль. Но приучение к горшку тоже своего рода принуждение, опыт показывает что большинство выросших все же ценит этот насильственно формируемый навык.
Если тот кто называет себя психотерапевтом с клиентом разговаривает за жизнь, а всякие психические моменты по типу тревог и депрессий корректирует транками и антидепрессантами, то такому терапевту личная терапия нах. не надо. Его учесть потом просто маяться с эмоциональным изгоранием, депрессией и возможно алкоголизмом.
Но если специалист лечит словом, работает с развязыванием внутриличностных узлов и отслеживанием психологических феноменов, то такому личная терапия необходима как воздух. Это ведь по сути средство настраивания личности как психотерапевтического инструмента, не проработаешь у себя – не увидишь у клиента.
В процессе обучения личная терапия важна как этап формирования специалиста, где он получает первый психотерапевтический опыт и вообще прочувствуюет его ли это быть психотерапевтом.
Был свидетелем того как многие желающие заниматься психотерапией “сливались” потому как в процесседичной терапии упирались в свои регидные установки и осознавали что лечить кого-то, это прежде вылечить себя, а себя править ой как неудобно. Именно этим отличается психотерапия от психиатрии и других медицинских отраслей. Возможно поэтому психотерапевты не психотерапевтируют родных и близких!…
Неполный список выдающихся и известных психологов, которые не имели личной терапии, при этом были и помогающими, и эффективными:
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) – отечественный психолог, основатель ленинградской психологической школы. Научную деятельность начинал в Институте мозга им. В.М.Бехтерева. Действительный член АПН РСФСР и АПН СССР, профессор Ленинградского государственного университета, декан факультета психологии, заведующий сектором психологии в Ленинградском НИИ педагогики. Автор фундаментальных работ в области восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности, индивидуальности, субъекте деятельности. Исследовал жизненный путь человека в его целостности. В области детской и педагогической психологии разрабатывал проблемы формирования умственной деятельности, сознания и самосознания, характера и воли в условиях школьного обучения, изучал пространственное восприятие и представление детей. Основные работы: “Психология педагогической оценки” (1935 г.), “Очерки психологии” (1945 г.), “Человек как предмет познания” (1969 г.), “О проблемах современного человекознания” и др.
Анохин Петр Кузьмич (1898-1974) – отечественный физиолог, разработал теорию функциональных систем, получившую признание в отечественной и мировой психологической науке.
Бернштейн Николай Александрович (1896-1966) – отечественный психофизиолог. Разработал концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии, сформулировал идею “рефлекторного кольца”.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) – отечественный физиолог, психиатр, психолог, невропатолог. Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию, внес существенный вклад в развитие экспериментальной психологии. В 1885 г. открыл первую в России экспериментально-психологическую лабораторию при клинике Казанского университета. В 1908 г. Основал в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт, который в настоящее время носит его имя.
Блонский Павел Петрович (1884-1941) – отечественный психолог и педагог, один из основоположников советской психологической науки. Профессор Московского университета. Вел научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования, возглавлял Академию социалистического воспитания. Последние годы жизни работал в Институте психологии, в котором руководил лабораторией мышления. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Разрабатывал комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти. Исследования П.П.Блонского посвящены изучению процессов памяти, восприятия, воли, формированию мышления, проблемам детской сексуальности, воспитанию и обучению детей, психодиагностике развития. Основные работы: “Очерк научной психологии” (1921 г.), “Педология” (1925 г.), “Педагогическое тестирование” (1927 г.), “Память и мышление” (1935 г.) и др.
Выготский Лев Семенович (1896-1934) – отечественный психолог, один из основоположников советской психологии. Разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций, послужившую основой для отечественной психологической школы, из которой вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Д.Б.Эльконин и др. Определил методологические принципы отечественной психологии, изучал структуру сознания, разработал положение о “зонах актуального и ближайшего развития” ребенка, исследовал связь мышления и речи. Заложил основы отечественной психолингвистики. Занимался вопросами генетической психологии, проблемой способностей. Основные работы: “История развития высших психических функций” (1931 г.), “Проблема возраста” (1932-1934 гг.), “Мышление и речь” (1934 г.), “Психология искусства” (1987 г.), “Методика рефлексологического и психологического исследования” (1924 г.), “Педагогическая психология” (1926 г.), “Педология школьного возраста” (1928 г.) и др. Несмотря на то, что Л.С.Выготский прожил короткую жизнь, всего 36 лет, его влияние на отечественную и мировую психологию велико, а его работы и в настоящее время сохраняют свою актуальность.
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) – отечественный психолог. На основе общепсихологической теории деятельности разработал и экспериментально обосновал метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Работы П.Я.Гальперина дали начало экспериментальным исследованиям в области детской и педагогической психологии.
Ганнушкин Петр Борисович (1875-1933) – отечественный психиатр, ученик В.П.Сербского, профессор кафедры психиатрии и директор Психиатрической клиники Московского университета, позже – 1-го Медицинского института. Крупнейший специалист в области психопатий.
Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) – отечественный психолог, разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности, теорию перцептивных действий.
Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988) – советский психолог и патопсихолог. Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета. Образование получила в Берлинском университете, ученица М.Вертгеймера, В. Келера, К.Левина. Первая научная работа (1927 г.), выполненная под руководством К.Левина, вскоре приобрела мировую известность в связи с открытием явления зависимости продуктивности запоминания от внутренней динамики потребностей (“эффект Зейгарник”). Вместе с Л.С.Выготским работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины. Позднее возглавила лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Более 40 лет научной деятельности связано с МГУ. Удостоена Ломоносовской премии первой степени, а также премии им. Курта Левина Американской психологической ассоциации за выдающиеся достижения в области клинической психологии. Основные работы: “Патология мышления” (1962 г.), “Патопсихология” (1976 г., 1986 г.), “Теория личности в зарубежной психологии” (1982 г.).
Зинченко Петр Иванович (1903-1969) – отечественный психолог, специалист в области изучения памяти. Профессор Харьковского университета. Первые исследования проводил в 1930-х гг. под руководством А.Н.Леонтьева. Разрабатывал проблемы эффективного обучения и продуктивности памяти. Основные результаты исследований представлены в работе “Непроизвольное запоминание” (1961 г.)
Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) – отечественный психолог. Научную деятельность начал в качестве сотрудника Г.И.Челпанова. Возглавлял Московский институт психологии. Активно работал над созданием материалистической психологии. Центральное место в его взглядах занимало положение о психике как особом свойстве высокоорганизованной материи. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.
Лазурский Александр Федорович (1874-1917) – отечественный психолог, ученик и сотрудник В.М.Бехтерева, профессор Психоневрологического института в Петербурге. Крупнейший специалист в области индивидуальной психологии.
Ланге Николай Николаевич (1858-1921) – русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления, изучал их физиологические основы, сформулировал концепцию фазовости восприятия, разработал моторную теорию внимания.
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) – выдающийся отечественный психолог, основатель деятельностного подхода в психологии. Заведующий кафедрой, заведующий отделением психологии, декан факультета психологии МГУ. Как ученый отличался чрезвычайно широкими интересами и способностью глубоко и оригинально прорабатывать каждую тему. В его трудах разрабатывалась общепсихологическая теория деятельности, проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе, механизмы психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, проблемы человеческого сознания, личности и многое другое. При исследовании этих проблем А.Н.Леонтьев работал не только как выдающийся теоретик, но и как блестящий экспериментатор. Вместе с Л.С.Выготским и А.Р.Лурией разрабатывал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций. Выдвинул и детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Разработал структуру деятельности. Основные идеи изложены в работах “Деятельность. Сознание. Личность”, “Индивид и личность”, “Проблемы развития психики”, “Формирование личности”, “Развитие памяти”, “Потребности, мотивы и эмоции” и др.
Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994) – отечественный психиатр, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, заместитель директора по научной работе Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им.В.М.Бехтерева. Специалист в области психопатологии детского возраста. Под его руководством был разработан патохарактерологический диагностический опросник, проводились разработки и адаптация других психодиагностических методик. Основные работы: “Психопатия и акцентуации характера у подростков” (1977 г.), “Подростковая психиатрия” (1979 г.).
Лурия Александр Романович (1902-1977) – отечественный психолог и психофизиолог. Основоположник современной нейропсихологии. Действительный член АПН СССР, доктор психологических и медицинских наук, профессор МГУ, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Автор более 500 научных работ. Работал с Л.С.Выготским над созданием культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Фундаментальные исследования А.Р.Лурии посвящены анализу механизмов психических процессов, психологическим методам диагностики локальных поражений головного мозга, вопросам медицинской психологии. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию проблем локализации высших психических функций и их нарушений при повреждении мозга. Исследовал нейропсихологию речи, восприятия, внимания, мышления, памяти, произвольных действий и движений. Основные работы: “Высшие корковые функции человека” (1962 г.), “Мозг и психические процессы”, т.1 (1963 г.), т.2 (1970 г.).
Мерлин Вольф Соломонович (1892-1982) – отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, создатель дифференциальной психофизиологической школы, автор теории интегральной индивидуальности личности. Занимался онтогенезом индивидуальности, изучал индивидуальный стиль деятельности (учебной, учебно-производственной, трудовой) и его социально-психологические предпосылки, индивидуальный стиль общения. Разработал концепцию темперамента. Изучал отдельные свойства темперамента и его признаки, связь темперамента со свойствами нервной системы, а также с особенностями выполняемой человеком деятельности. Основные работы: “Очерк теории темперамента” (1964 г.), “Очерк интегрального исследования индивидуальности” (1977 г.), “Проблемы интегрального исследования индивидуальности” (1977 г.) и др.
Мясищев Владимир Николаевич (1892-1973) – отечественный психолог, невропатолог и психотерапевт. На основе идей А.Ф.Лазурского разрабатывал концепцию отношений личности, согласно которой ядром личности является индивидуально-целостная система отношений к внешнему миру и к самому себе, сложившаяся в результате интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Система отношений, являясь движущей силой, определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности и поведение. Основные положения концепции отношений личности конкретизируются в патогенетической концепции неврозов и психотерапевтической практике. Основные работы: “Личность и неврозы” (1960 г.), “Психология отношений”, “Структура личности и отношение человека к действительности” (1982 г.) и др.
Павлов Иван Петрович (1849-1936) – отечественный физиолог, окончил Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге. Основатель учения о высшей нервной деятельности человека, впервые сформулировал учение об условных рефлексах, о двух сигнальных системах, сенсорной и речевой, учение о типах нервной системы. Основатель Института экспериментальной медицины. Лауреат Нобелевской премии за работы в области физиологии высшей нервной деятельности. Создал международную научную школу.
Платонов Константин Константинович (1906-1984) – отечественный психолог. Заведующий психофизиологических лабораторий. Участник Великой отечественной войны, дошел до Берлина. Преподавал на кафедре психологии МГУ, сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, сотрудник Института психологии АН СССР, доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР. Проводил исследования в области психологии труда. Изучал проблему личности и характера. Рассматривал структуру личности как динамическую, включающую в себя подструктуры: направленность, опыт, психические процессы, биологические свойства. Основные идеи отражены в работах “Вопросы психологии труда” (1962 г.), “О системе психологии” (1972 г.), “Проблемы способностей” (1972 г.), “Структура и развитие личности” и др.
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) – отечественный психолог и философ. Член-корреспондент АН СССР, заведующий кафедрами психологии Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена и МГУ, директор Института психологии АПН РСФСР, заместитель директора института философии АН СССР, заведующий сектором психологии Института философии АН СССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучал восприятие, память, речь, мышление. Разработал деятельностный подход в философии, психологии педагогике. Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. В структуре личности выделял интерес, идеал, характер, самосознание. Личность рассматривал как субъекта жизненного пути. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода (в 30-е гг.). С этих позиций приступил к обобщению достижений психологии. Проводимая им научная работа завершилась выходом в свет в 1940 г. Фундаментального труда “Основы общей психологии”. Эта работа была удостоена Государственной премии, высоко оценена ведущими отечественными психологами. Автор многочисленных работ, среди которых “Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии” (1945 г.), “Проблемы общей психологии” (1973 г.), “Проблема способностей и вопросы психологической теории” (1966 г.) и др.
Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – русский физиолог и психолог. Разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения.
Симонов Павел Васильевич (1926-2002) – отечественный физиолог, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, академик-секретарь отделения физиологии Российской академии наук. Известен работами в области физиологии эмоций, автор потребностно-информационной теории их происхождения.
Сикорский Иван Алексеевич (1845-1919) – отечественный психиатр, психолог, культуролог и педагог, заведовал кафедрой психиатрии Киевского университета Св. Владимира. Автор огромного числа работ по вопросам клинической психиатрии, эпидемиологии психических расстройств, возрастной психологии и проч.
Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980) – отечественный психолог, специалист в области психологии памяти, общей, возрастной, педагогической психологии, истории психологии. В 1945-1972 гг. возглавлял Институт психологии АПН СССР. Занимался исследованиями памяти, обнаружил связь между памятью и мышлением, между непроизвольным и произвольным запоминанием, между непроизвольным запоминанием и структурой деятельности субъекта. Автор работ “Психология запоминания” (1946), “Проблемы психологии памяти” (1966).
Теплов Борис Михайлович (1896-1965) – отечественный психолог и психофизиолог, организатор психофизиологической лаборатории Института психологии Российской академии образования. Основатель научной школы дифференциальной психологии. Разработал теорию индивидуальных различий и концепцию способностей. Занимался исследованиями в области восприятия, мышления, представления, психологии искусства, изучал физиологические основы индивидуально-психологических различий.
Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) – грузинский психолог и философ, создатель общепсихологической теории установки. Один из основателей Тбилисского университета, где открыл отделение психологии. Академик АН Грузинской ССР, директор Института психологии АН Грузии. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Создал оригинальную теорию установки, осуществил в ее русле многочисленные исследования. Под установкой понимал состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Экспериментально изучал закономерности смены установки, выделил в структуре психики иерархическую систему установок к деятельности. Разрабатывал вопросы возрастной, педагогической психологии, зоопсихологии, психотехники, исследовал особенности языка, образования и постижения понятий. Основные результаты исследований отражены в работах “Основные положения теории установки” (1961), “Экспериментальные основы психологии установки” (1966) и др.
Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942) – отечественный физиолог. Развивая идеи И.М.Сеченова, разработал учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения. Механизмом доминанты А.А.Ухтомский объяснял широкий спектр психических явлений и их характеристик, например внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность и избирательность), предметный характер мышления. Работы А.А.Ухтомского послужили основой создания многих современных психофизиологических теорий.
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) – русский философ и психолог. В 1912 г. открыл первый в России Институт экспериментальной психологии при Московском университете. Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Занимался исследованием проблемы восприятия пространства и времени, внес большой вклад в развитие экспериментальной психологии.
Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) – представитель отечественной психологической школы. Учился, а затем и работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена. Защитил кандидатскую диссертацию по проблеме развития речи школьников (1940 г.). После войны преподавал психологию в Военно-педагогическом институте Советской армии, работал в Институте психологии АПН РСФСР. В 1962 г. Защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. Избран членом- корреспондентом АПН СССР. Многие годы преподавал на факультете психологии Московского университета. В начале своей научной карьеры несколько лет в сотрудничестве с Л.С.Выготским изучал проблемы детской игры. Глубоко приняв его идеи, Д.Б.Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их развивал и конкретизировал, создав собственное научное направление в детской и педагогической психологии. Д.Б.Эльконину принадлежит теория периодизации детского развития. Разработал понятия кризисов развития, психических новообразований, ведущего и основного видов деятельности и другие. Его работы посвящены также проблемам теории и истории детства, особенностям психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностике, вопросам развития речи и обучения детей чтению. Несколько работ посвящены научным взглядам Л.С.Выготского. Автор большого числа работ, среди которых “Природа детства и предмет детской психологии”, “Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского” (1966г.), “Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков” (1967 г.), “К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте” (1971 г.) и многие другие.