Групповая терапия для психотерапевтов и психологов: балинтовские группы

Групповая терапия для психотерапевтов и психологов может проводиться в форме еженедельных балинтовских встреч. Балинтовские группы — метод групповой тренинговой работы, созданный в середине прошлого века Балинтом. В 1949 году он начал проводить дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами и психиатрами. Результаты своих исследований Балинт обобщил в книге “Врач, его пациент и болезнь”.
Балинтовские группы — эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания». В наше время эта технология используется не только в группах врачей и психологов, но и в группах учителей, социальных работников, полицейских, священников и других специалистов, основой работы которых является профессиональная коммуникация. Приоритетами в работе Балинтовской группы являются безопасность обсуждения, анализ и эмоциональная поддержка её участников.
Цели работы балинтовских групп:
Поощрять психотерапевтов ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы.
Улучшить восприятие и понимание коммуникации клиента психотерапевтами.
Позволить психотерапевтам осознать свои “слепые пятна” в общении с клиентами.
grupp_psycho-BY-4
В проводимом обсуждении акцент делается не на клиническом анализе ведения данного клиента, а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений психотерапевта с клиентом в рамках данного случая, их реакциях на меняющиеся обстоятельства этой ситуации, что отличает балинтовские группы от традиционного клинического разбора, консилиума или супервизии. Для этого нужно, чтобы в групповых дискуссиях говорили не только о том, что думает, но и о том, что чувствует психотерапевт (эмоционально и телесно) во взаимоотношениях со своим клиентом, что доктор и пациент значат друг для друга, и что они друг для друга делают?
Основной целью
балинтовской группы является исследование отношений между врачом и пациентом. Это важно для повышения эффективности терапии, так как больной зачастую переносит на врача определённые отношения и стереотипы, используемые им при взаимодействии со значимыми лицами из своего окружения. Проанализировав комплекс этих отношений, можно лучше понять пациента, найти подход к решению сложных ситуаций, например, когда больной отказывается говорить о своих проблемах врачу. Узнать, как себя вести в подобных случаях и получить соответствующие навыки, врачи могут в рамках работы в балинтоновских группах, где они в кругу коллег, под руководством опытного специалиста, имеют возможность проработать возникающие во врачебной практике проблемы, прояснить свои истинные чувства по отношению к пациенту.

Как правило, балинтоновская группа насчитывает от 8 до 12 участников и возглавляется опытным психоаналитиком. Занятия проводятся каждую неделю и длятся по полтора часа. В таком режиме группа функционирует в течение 2–3 лет. На каждом занятии проводится разбор 1–2 произвольных случаев, встречавшихся во врачебной практике участников и предложенных ими к дискуссии. Во время дискуссионного обсуждения докладчик совместно с группой, посредством комментариев и свободных ассоциаций, стремится выявить суть взаимоотношений “врач — больной”, определить бессознательные доминанты. Работа управляется руководителем группы, который стимулирует дискуссию, делает выводы и предлагает свои интерпретации.

Процесс работы Балинтовской группы.

Один из участников группы предлагает случай из практики, который вызвал затруднения, удивление или почему-то запомнился. Объект обсуждения – не клиент и не его лечение, скорее, сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. Собственно, поэтому участники группы рассказывают о своих пациентах без записей, свободно, не заботясь о жесткой структуре своего сообщения, иногда повторяясь, что-то вспоминая “на ходу”, т.к. для анализа не менее важно, что «забывает» сказать рассказчик.

«Докладчик» должен ориентировать свой рассказ не столько на историю болезни, сколько на изложение сложностей взаимоотношений с пациентом и своем переживании трудностей этого случая, с описанием реакций и поведения клиента, свои эмоции, мысли или ожидания в большей степени, чем клиническую часть случая. После короткого рассказа (5 -15 минут) рассказчик формулирует «запрос», который должен касаться коммуникации с клиентом (что происходило ?, уточнение эмоционального состояния, ожиданий психолога или клиента… ). Запрос может касаться, на первый взгляд, совершенно не существенных вещей. Например, более продуктивным обсуждением может быть случай, в котором запрос звучит так: «Почему я так много смеялась/смеялся в этом случае?».

После формулировки «запроса» участники группы могут обменяться впечатлениями и задать вопросы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты.

Ниже приведён один из вариантов алгоритма проведения балинтоновской группы:

Первый этап. Докладчик описывает свою коммуникативную проблему.
Второй этап. Группа делится своими чувствами, касательно анализируемого случая, без участия докладчика.
Третий этап. Участники группы задают докладчику уточняющие вопросы по его случаю.
Четвёртый этап. Группа, без участия докладчика, дискутирует по поводу обсуждаемой ситуации, пытается найти способы решения проблемы.
Пятый этап. Получение обратной связи от докладчика.
Другой разновидностью балинтоновских групп является модификация, предложенная бельгийским учёным Моро. В этом случае роль руководителя группы не является нейтральной стороной — он принимает активное участие в обсуждении. Если, согласно Балинту, взаимоотношения между врачом и пациентом нужно анализировать как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровнях, то Моро требует отказа от интеллектуальных объяснений, поскольку для него важен не диагноз, а субъективное бытие больного, постигаемое не рациональным путём, а чутьем.
Лидер Балинтовской группы следит, чтобы вопросов было не чересчур много, и они не слишком «разогревали» рассказчика и группу. Когда ситуация достаточно уточнена, он просит рассказчика теперь помолчать, расслабиться и послушать, что участники группы чувствуют и думают по поводу коммуникации, сложившейся в обсуждаемом случае. Приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы. Любая фантазия или ассоциация может быть подспорьем в понимании неосознанной составляющей коммуникации. Здесь нет правильных интерпретаций, а есть множественность восприятия ситуации. Это позволяет рассказчику взглянуть на свой случай со стороны и увидеть ранее невидимое, то, что находилось в «слепых пятнах» или было «прикрыто» психологической защитой и понять, почему этот пациент/клиент вызывал затруднения или удивление. Совсем необязательно, чтобы все фантазии в группе казались рассказчику «правильными». Может быть, как раз то, что вызывает сейчас самый сильный протест, потом и окажется наиболее точным объяснением происшедшего.

После круга фантазий и их обсуждения, рассказчик «возвращается в круг» и делится своими переживаниями и мыслями, возникшими в процессе обсуждения.

ОТЛИЧИЯ БАЛИНТОВСКОЙ ГРУППЫ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТЫ:

Работа Балинтовской группы направлена на:
– «исследование» эмоциональной и бессознательной части технологии работы психолога — осознание её;
– безопасность работы психотерапевта (восстановление, защита, предупреждение профессионального стресса и выгорания).
Объектами работы Балинтовской группы являются: коммуникация, эмоции, чувства, иррациональные идеи и
установки, психологические защиты, переносы, контрпереносы, ожидания, смысл.
Инструментами Балинтовской работы являются: ассоциации, фантазии, аналогии, анализ защит и переносов, эмоциональная поддержка.

В Балинтовской группе приветствуется полифония точек зрения и обсуждение, направленное на поиск новых смыслов в отношениях и новых взглядов на коммуникацию.
Участники балинтоновских групп отмечают такие положительные моменты, связанные с результатами применения этого метода, как улучшение межличностных коммуникаций с пациентами, снижение профессионального стресса.

Еженедельные встречи Балинтовской группы в Минске проводятся по пятницам, 17.00, Тарханова, 16. На этапе формирования в группу могут быть включены специалисты из других ЛПУ. В будущем день и время проведения будут адаптированы к интересам всех врачей-участников.

Вышеразмещённая публикация - одна из многочисленных концепций и точек зрения, с которыми администратор сайта может не соглашаться, но рассчитывает на обсуждение.
Проект "ПСИХОСАЙТ" (Психиатрия, психотерапия в Минске) поможет пациентам найти тренинги и группы психотерапии, получить информацию о следующих методах: Гипноз, психоанализ, логотерапия, танготерапия, когнитивно-бихевиоральная психотерапия.  Советы для родственников лиц с нарушениями психики и наркоманов. Профилактика расстройств.
Школа психофизической регуляции (ШПР) доктора Юдицкого
Подробности о консультациях психиатра, психотерапевта, нарколога, клинического психолога. Справка о терапевтических группах, индивидуальных сеансах, тренингах - +373296666838
Обсуждение, вопросы, детали, подробности, мнения, критика на форуме
нарколог Минск, консультация нарколога в Минске, психотерапия зависимости в Минске, алкогольная зависимость,, выведение из запоя в Минске, наркологическая помощь в Минске, лечение наркомании в Минске
#ШПР ,
#терапевтическая_группа ,
#доктор_Юдицкий ,
#psycho_by ,
#психотерапия_Минск ,
#анонимная_психиатрия ,
#нарколог_Минск ,

Добавить комментарий