На фото – люди, заложившие фундамент психотерапии:
в первом ряду: Зигмунд Фрейд, Стэнли Холл, Карл Густав Юнг;
во втором ряду: Абрахам А. Брилл, Эрнест Джонс и Шандор Ференци
(Clark University, 1909)
Первые зафиксированные попытки разобраться в причинах психических расстройств и лечить их датируются IV-V веками до нашей эры. Так, в этот период жители Фракии пригласили знаменитого врача Гиппократа освидетельствовать их земляка, философа Демокрита, которого считали сумасшедшим. Пообщавшись с Демокритом, Гиппократ нашел его полностью здоровым, как физически, так и психически, более того – счел одним из умнейших людей.
Один из древнейших текстов о психиатрии – созданный примерно в начале нашей эры аюрведический трактат Чарака-самхита, что свидетельствует о развитии этой дисциплины в Древней Индии.
Вероятно, самыми первыми специализированными психиатрическими заведениями были больницы, построенные в Багдаде в 705 году нашей эры, в Фесе (в начале VIII века) и Каире (в 800 г. н.э.).
В этот период значительный вклад в изучение психических расстройств внесли персидские ученые и врачи Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (глава багдадской больницы) и Ибн Сина (Авиценна). Оба оставили после себя работы, описывающие симптомы и методы лечения душевных расстройств, а также таких состояний как бессонница, эпилепсия, депрессия и так далее. Авиценну считают также первопроходцем в сфере психосоматической медицины.
Одним из самых старейших учреждением для душевнобольных в Европе стала основанная в XIII веке Бетлемская королевская больница в Лондоне, больше известная как Бедлам.
В 1656 году во Франции, по указу Людовика XIV, была создана общественная система государственных больниц для больных с психическими отклонениями, однако, как и в Англии того времени, действенного лечения пациентов еще не существовало.
Подход к душевнобольным поменялся в эпоху Просвещения. Начала отходить в прошлое бытовавшая долгое время практика экзорцизма (изгнания “демонов” из больных), врачи стали лучше понимать причины заболеваний и потребности пациентов. В 1797 году Жан-Батист Пуссен, глава французской клиники, впервые запретил физическое наказание таких больных и освободил их от содержания в цепях, заменив те на смирительную рубашку. Совместно с врачом Филиппом Пинелем он практиковал принцип нестеснения (содержание пациентов без любых мер принуждения); подход оказался исключительно успешным и привел к реформам в устройстве других психиатрических больниц Франции.
В России первые дома для содержания душевнобольных начали строиться в 70-х годах XVIII века. В 1812 году вышла монография Матвея Пекена “О сохранении здоровья и жизни”, которая считается первым научным трудом в отечественной психиатрии.
Важной вехой в развитии психиатрии стал “Закон о невменяемости”, принятый в Великобритании в 1845 году. В нем было четко прописано, что психические отклонения – это болезнь, требующая лечения. Вслед за ним последовала и юридическая реформа, связанная со статусом душевнобольных людей.
Во Франции закон, регулирующий как причины заключения в психиатрические больницы, так и деятельность последних, был принят в 1838 году. Примерно в это же время французский врач и педагог Эдуард Сеген разработал систематический подход к обучению людей с умственной отсталостью. В 1839 году он открыл первую школу для детей, сильно отстающих в развитии.
В 1834 году в России был издан учебник “Душевные болезни” за авторством Петра Бутковского, который рекомендовал физические упражнения для лечения пациентов с психическими отклонениями. В 1857 году Иван Балинский, основоположник отечественной психиатрии, впервые в стране начал читать студентам курс этой дисциплины. По его инициативе в нескольких городах были построены психиатрические лечебницы.
В конце XIX – начале XX века психиатрия вышла на новый уровень. В это время в науке о душевных расстройствах особо выделились две школы. Одну из них, школу позитивистской медицины, возглавлял немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Она объясняла психические заболевания разрушениями мозговой ткани по тем или иным причинам. Школа Зигмунда Фрейда выделяла в мозгу человека определенную область животных инстинктов с запретными желаниями, в частности, эротического характера. Сознание пытается безопасно реализовать (сублимировать) их через творчество или религию; психическое заболевание в этом свете – сбой в сублимации. Для восстановления работы безопасного выплеска Фрейд и его последователи предлагали психоанализ – поиск источника проблемы, который часто кроется в детских воспоминаниях.
Но ни первой, ни второй школе не удалось в достаточной мере обосновать все случаи психических заболеваний: так, например, подход Крепелина не мог объяснить душевные расстройства у людей, не имеющих биологических повреждений мозга. К 70-м годам прошлого века свои позиции потеряла и школа психоанализа, оттесненная на периферию дисциплины.
Значительное влияние на общую и судебную психиатрию оказали и другие теории, такие как феноменологический подход, гуманистическая психология, теория систем и другие. В целом эта отрасль медицины в XX веке развивалась под воздействием целого ряда различных дисциплин – от психологии до криминологии, от антропологии до социологии.
Во второй половине XX столетия во многих западных странах началась реформа психиатрической службы – деинституционализация, которая предполагает сокращение числа психиатрических больниц и коек, а также развитие внебольничной помощи для больных. Причиной тому – отрицательное воздействие длительного пребывания в закрытых учреждениях на пациентов, отрыв их от общества, а также развитие госпитального синдрома (ухудшение психического состояния, социальная дезадаптация и так далее). Реформу активно поддерживает Всемирная организация здравоохранения.
Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на философию, психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.
Гренвилл Стэнли Холл — пионер американской психологической науки и педагог. Его интересы сосредоточены на развитии детей и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка.
Ка́рл Гу́став Юнг — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.
Абрахам Арден Брилл — американский
…Продолжение см. ниже
реклама от администратора сайта
Помощь психолога, психотерапевта, психиатра . Клинический гипноз. Консультации кризисных пар. On-line консультации
Терапевтические группы. Кабинет в центре. Парковка. ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск, ул.Мельникайте, 2-503А, +375 29 1188838 (А1) р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО “АЛЬФА-БАНК” ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ – ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ – тут. Посещение – после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП). Рассрочка по программе “ХАЛВА” – при предоплате (рассрочка 2 мес) 5-ти сеансов по согласованному графику, либо (рассрочка 3 мес) 10-ти сеансов , с предварительным одобрением графика посещений. Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COMРасписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)
психиатр, лидер и основоположник психоанализа в США. Ученик Зигмунда Фрейда, известен как первый переводчик его работ на английский язык.
Эрнест Джонс — ученик и первый биограф Зигмунда Фрейда, автор его трёхтомной биографии. Основатель Британского психоаналитического общества. Способствовал популяризации идей психоанализа в Великобритании и других англоязычных странах.
Ша́ндор Фе́ренци — венгерский психоаналитик, один из наиболее заметных единомышленников З. Фрейда в 1908—1924 годах, основатель Венгерского психоаналитического общества, создатель учения об интроекции.
«Врач получил в медицинском училище образование, которое в общем-то противоположно тому, что потребовалось бы ему в качестве подготовки к психоанализу. Его внимание было направлено на объективно устанавливаемые анатомические, физические, химические факты… К душевной стороне феноменов жизни интерес не пробуждается, изучение высших психических проявлений к медицине никакого отношения не имеет».
— Зи́гмунд Фрейд. Соч. в 10 томах.
Поскольку, по мнению Фрейда, причины невротических заболеваний коренятся не в теле, а в психике, то для оценки невротика, «равно как и для его лечения, медицинское обучение ничего не даёт, вообще ничего.
«Что представляют собой все религии? Религии — это системы психотерапии. Чем же занимаемся мы, психотерапевты? Мы пытаемся избавить от страданий человеческое сознание, psyche или, быть может, душу, но ту же проблему решают и религии. Поэтому сам наш Господь является целителем; он лекарь; он лечит болезнь и врачует душевный недуг; а это как раз то, что мы называем психотерапией».
— Ка́рл Гу́став Юнг. Исследование процесса индивидуации // Тэвистокские лекции.
«Основатели всех великих восточных и западных религий считали высшей целью жизни заботу о человеческой душе и раскрытие сил любви и разума. Психоанализ не представляет здесь какой-то угрозы, напротив, он во многом способствует достижению этой цели».
— Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов.
Международная научная конференция
«Зигмунд Фрейд и мировая литература:к 165-летию основателя психоанализа»
Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького
Место проведения: Платформа для онлайн-конференций ZOOM
15 июня. Ведущие: Е.Д. Гальцова, И.А. Эбаноидзе (ИМЛИ РАН)
11.00. Приветствие и Вступительное слово Зам. Директора ИМЛИ РАН по научной работеАндрея Федоровича Кофмана
11.10. Тамара Федоровна Теперик, Римма Федоровна Теперик (Москва, МГУ) Сны у Гомера и концепция сновидения З.Фрейда
11.35. Павел Сергеевич Одинцов (Москва, МГУ)
Фрейдизм и мифология: тексты Фрейда между психоанализом мифов и мифами психоанализа
11.50. Игорь Александрович Эбаноидзе (Москва, ИМЛИ РАН)
Особенности внефилологических методов литературоведения: Зигмунд Фрейд и Вильгельм Дильтей
12.15. Эльжбета Тышковска-Каспржак (Польша, Вроцлавский университет)
Зигмунд Фрейд и его теории в романе Гоче Смилевского «Сестра Зигмунда Фрейда»
12.40. Ольга Анатольевна Джумайло (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет)
Образ Фрейда как эмблема психоанализа в романе Д.М. Томаса «Белый отель»
13.05. Мартина Штембергер (Австрия, Университет Вены)
«Дорогой Зигмундик»: Фрейд в зеркале фанфикшена
13.30. Наталья Ивановна Завгородняя (Барнаул, Алтайский ГПУ)
Симуляция и имитация «Фрейда» в поэтике В. Пелевина
13.55. Полина Юрьевна Рыбина (Москва, МГУ)
Психоаналитик как жертва, следователь и прекрасный принц: киноадаптации Роберта Сиодмака
14.20 – 15.00. Перерыв
15.00. Александр Леонидович Глотов (Украина, Кременецкая областная гуманитарнопедагогическая академия им. Тараса Шевченко)
Социально-психологический контент творчества Леопольда фон Захер-Мазоха в контексте идеологии психоанализа Зигмунда Фрейда
15.25. Ольга Евгеньевна Волчек (Санкт-Петербург)
Фрейд и Достоевский во Франции
15.50. Андрей Алексеевич Юрьев (Санкт-Петербург, Российский государственный институт сценических искусств)
Зигмунд Фрейд читает Хенрика Ибсена («Росмерсхольм» под прицелом психоанализа)
16.15. Виктория Львовна Шохина (Москва, Высшая школа телевидения МГУ)
Фрейд у Набокова: от пародии к поэзии
16.40–17.00. Промежуточная дискуссия
16 июня. Ведущие: Е.Д. Гальцова, А.В. Голубцова, И.А. Эбаноидзе (ИМЛИ РАН)
12.00. Иосиф Зислин (Израиль, Иерусалим) На каком тропе строится психоанализ?
12.25 Геннадий Юрьевич Карпенко (Самара, Самарский национальный исследовательский университет им. Королева)
З. Фрейд как человек из толпы: «Моисей» Микеланджело и Соня Мармеладова Ф.М. Достоевского
12.50. Анастасия Викторовна Голубцова (Москва, ИМЛИ РАН)
Фрейдизм в итальянской рецепции «Записок из подполья» Ф. М. Достоевского
13.15. Анна Сергеевна Ковалец (Москва, Государственный музей Востока)
Сергей Панкеев и Зигмунд Фрейд: Лиса и/или Волк?
13.40. Александр Иванович Куляпин (Барнаул, Алтайский ГПУ)
Великий больной: Ленин в рассказах Михаила Зощенко
14.05 – 14.40. Перерыв
14.40. Елена Дмитриевна Гальцова (Москва, ИМЛИ РАН)
Метаморфозы фрейдовских мотивов в «Небесной сини» Жоржа Батая
15.05. Сергей Владимирович Панов (Москва, МИСИС)
Психоаналитические вариации и машины желания у М. Дюрас
15.30. Анна Андреевна Корниенко (Барнаул, Алтайский ГПУ)
Тема доклада: Гастрономические мотивы в романе Ю. Олеши «Зависть».
15.45. Алина Сергеевна Зражаева (Москва, НИУ ВШЭ)
Использование психоаналитических идей в современной подростковой литературе (young adult)
16.00. Евгения Тимофеевна Глазинская (Барнаул, Алтайский ГПУ)
Имаго и неотения в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер» как преломление идей З. Фрейда
16.15–17.00. Заключительная дискуссия