fbpx

Психоанализ в раскрытии убийства

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
1. неосознаваемые механизмы сознательных действий;
три различных подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы;
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются “сами собой”, без участия сознания:
первичные автоматизмы,называют иначе автоматическими действиями Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки их осознать обычно расстраивают действие. Это последнее обстоятельство отражено в хорошо известной притче о сороконожке.
Сороконожку спросили: “Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужно сейчас сделать шаг?”. Сороконожка глубоко задумалась – и не смогла двинуться с места!
Вторичные автоматизмы – автоматизированные действия, или навыки (муз. игра, вождение, хождение по знак. тропинкам).
б) явления неосознаваемой установки
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

  1. неосознаваемые побудители сознательных действий;

  2. “надсознательные” процессы.

В чешский городок приезжает американский профессор-психолог, чех по происхождению. Объявляется, что он продемонстрирует свое профессиональное мастерство. Собирается публика – знать города, журналисты и другие лица. Вводят преступника, который подозревается в убийстве. Профессор диктует ему слова, предлагая отвечать первым пришедшим в голову словом. Сначала преступник вообще не желает иметь с ним дело. Но потом игра “в слова” его увлекает, и он в нее втягивается. Профессор дает сначала нейтральные слова: пиво, улица, собака. Но постепенно он начинает включать слова, связанные с обстоятельствами преступления. Предлагается слово “кафе”, ответ – “шоссе”, дается слово “пятна”, ответ – “мешок” (потом было выяснено, что пятна крови были вытерты мешком); на слово “спрятать” – ответ “зарыть”, “лопата” – “яма”, “яма” – “забор” и т. д. Короче говоря, после сеанса по рекомендации профессора полицейские отправляются в некоторое место около забора, раскапывают яму и находят спрятанный труп.
…Продолжение см. ниже


реклама от администратора сайта

Психолог, психотерапевт, психиатр. Консультации кризисных пар. Коучинг. On-line консультации
Терапевтические группы. Обучение на психолога. ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск,
ул.Мельникайте, 2-503А, +375296666838 (Telegram: @doctor_yudik)
р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО “АЛЬФА-БАНК”
ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ – ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ – тут. Посещение – после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП).

Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COM

Расписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)

Рассказ К. Чапека “Эксперимент доктора Роуса” – об ассоциативном эксперименте: психоаналитик предлагает испытуемому или пациенту быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
В повседневной жизни возникает много неприятных переживаний, которые не связаны с сексуальной сферой, и тем не менее они подавляются или вытесняются субъектом. Они также образуют аффективные очаги, которые “прорываются” в ошибочных действиях.
Методы выявления бессознательных аффективных комплексов:
А) Метод свободных ассоциаций
Б) метод анализа сновидений.
Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений. С той же целью используется уже частично знакомый вам ассоциативный эксперимент. Расскажу об этом методе более подробно, так как он наиболее простой. Вы уже знаете, что в ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

В настоящее время высокая техническая оснащенность психологического эксперимента
позволила изучить и применять в целях диагностики различных психических
состояний человека (эмоционального возбуждения, напряжения, стресса, концентрации
внимания и др.) десятки объективных индикаторов. Среди них и традиционные
физиологические показатели, такие как пульс, частота дыхания, кровяное давление,
электрическая активность мозга и такие недавно изученные индикаторы, как, например,
микродвижения глаз, зрачковая реакция и др.
Любопытные результаты были получены в одном американском исследовании, где для
выявления эмоциональных состояний использовалась регистрация ширины зрачка.
Испытуемым-студентам (мужчинам и женщинам) предъявлялись картины различного
содержания. Среди них были фигура обнаженного мужчины, фигура обнаженной женщины,
изображение матери с ребенком и пейзаж.
Как видно на рис. 4, у испытуемых-мужчин ширина зрачка оказалась наибольшей при
рассматривании фигуры женщины, а у женщин – при восприятии матери и ребенка. Кстати с
помощью этого метода оказалось возможным выявлять гомосексуалов.

В целом в ходе исследований подобного рода обнаружилась следующая важная в
теоретическом и практическом отношении закономерность. Когда перед человеком
возникает задача овладения собственными выразительными реакциями, то он решает ее с
разным успехом в отношении реакций различного типа.
Легче всего человеку удается контролировать внешние действия (слова, движения и
пр.), заметно труднее – мышечную тонику (позу, мимику, интонацию). Наконец, на
последнем месте оказываются такие вегетативные компоненты действий, как слезы, дрожь,
изменения зрачка и т. и. Из сказанного ясно, что малоосознаваемые реакции могут быть
наиболее информативными и, возможно, наиболее действенными в плане передачи
эмоциональных состояний в процессе общения.

Сопряженная моторная методика А. Р. Лурии была разработана в 20-х годах ХХ века.
Основана на неосознаваемых сопровождениях сознательных действий.
В основу этого исследования был положен так называемый ассоциативный
эксперимент, предложенный в начал века К. Ютом для выявления скрытых аффективных
комплексов. В таком эксперименте испытуемому обычно предъявляют длинный список слов,
на каждое из которых он должен ответить первым приходящим в голову словом.
А. Р. Лурия внес в описанную методику следующую модификацию: он спросил
испытуемого вместе с произнесением ответного слова нажимать на очень чувствительный
датчик (это была мембрана пневматического барабанчика). Таким образом, словесный ответ
сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, ввиду чего методика в целом и
получила название сопряженной моторной методики А. Р. Лурии.
И вот что оказалось. Если предлагаемое слово было нейтральным, то через положенное
время, в среднем спустя 2 – 3 с, следовал ответ (например, дом – окно, стол – стул) и запись
моторной реакции имела острый пик, который означал уверенное нажатие на датчик. Если
же предлагалось эмоционально окрашенное слово, то время речевой реакции увеличивалось
до 10 – 25 и более секунд, но это было известно и раньше. Что же касается моторного ответа,
то он тоже задерживался, но до явного нажатия в руке разыгрывалась своего рода
“тоническая буря”: на записи руки можно было видеть подъемы и спады, снова подъемы,
дрожь и т. п. Все это отражало “смятение” испытуемого в период подыскания подходящего
ответа.
Эта методика была применена А. Р. Лурией к лицам, которые находились под
следствием и подозревались в преступлении.
Вот один пример. Субъекту, причастному к убийству, дается слово “полотенце” (для
него это значимое слово, так как во время преступления жертва при сопротивлении поранила
ему руку и он оторвал кусок полотенца, чтобы перевязать рану). Следует период молчания в
течение 7 с. Одновременно в моторной сфере наблюдается тоническое волнение – на записи
медленно поднимается “горб” с неровной, колеблющейся формой; внешняя же реакция так и
не наступает

Расписание психотренингов в 2022 г. (Школа психофизической регуляции д-ра Юдицкого)

Добавить комментарий

Scroll to Top
%d такие блоггеры, как: