fbpx

Религия и психотерапия. Психиатр, доктор Юдицкий о личном отношении к Вере и Богу, про роль религии в психопатологии и исцелении

«Я говорю об Образе Бога, а не о Боге, поскольку (!) любые речи о Боге выходят далеко за границы моего понимания»
Карл Густав Юнг, в письме пастору Уолтеру Бернету,1955 г

Основные религиозные течения (если не брать в расчет редкие экзотические верования) базируются на ценностях, которые понятны и близки людям. Эти нравственные опоры должны помогать человеку жить в мире с окружающими. Нет ничего плохого в доброте, любви, милосердии, скромности, чистоте. Но в человеческой сути стремится разобраться не только вера, но и наука врачевания душ – психотерапия.
Тут единого подхода нет, каждый психотерапевт относится к религии по-своему, с человеческой точки зрения. Поскольку вера – иррациональное явление, которое невозможно свести к научной дисциплине, то часто со стороны специалистов проявляется некоторый скепсис либо даже полное неприятие религии. Это не совсем верный подход, ведь религия – это не только вера в высшие силы, но и огромный культурный пласт, в котором мы росли и формировались. Одно это должно вызывать интерес, учитываться при работе с человеческой психикой. И даже это не главное.

Рассматривать религию с психотерапевтической точки зрения – это определить, помогает ли собственно вера и ее атрибуты, конкретному человеку? Несет ли она пользу для психики? Помогает ли религиозность избавиться от психических проблем или наоборот – усугубляет их (а случается и такое)?
Как показывает практическая работа – религиозные обряды и символы однозначно полезны человеку, если помогают улучшить его настроение, стабилизировать психическое состояние, избавить верующего от каких-то расстройств. Кроме того, религиозные объединения собирают людей, признающих одни и те же нравственные ценности. За счет этого человек постоянно получает качественное общение с единомышленниками, преследующими благие цели, разделяющими его взгляды, стремящимися к добрым делам – своего рода групповая психотерапия.
Можно резюмировать: в большинстве случаев вера работает на благо человеческой психики. Пусть нет научных доказательств, подтверждающих пользу молитвы, или иконы – религия тесно связана с культурой, определенные вещи воспринимаются нами на бессознательном уровне.
Если человеку доставляет удовольствие совершать ритуалы, читать молитвы/намазы, носить крестик, ходить в храм, если подобные поступки приводят к хорошему настроению, делают приятно и самому и окружающим – незачем разбираться как оно работает, да еще и пытаться научно это объяснить.

В связи с накалом в международной политике последние годы обострились межконфессиональные и межрелигиозные противоречия. Очень хотелось бы обратить внимание моих уважаемых клиентов и подписчиков на примеры жизни людей духовных, жертвовавших свою жизнь служению гуманным идеалам.
По моему убеждению, полезно отделять религию, традиции, призванные помогать духовному росту, от пропаганды и политических спекуляций на религии.
Вот, что пишет о Боге знаменитый психиатр и психотерапевт В. Франкл, автор бестеллера
«Бог – это партнёр, собеседник в наших самых интимных внутренних диалогах с собой. Когда мы в одиночестве откровенно ведём разговор с самим собой, собеседника в таких диалогах можно назвать Богом независимо от того, являемся ли мы атеистами или верующими. Одни имеют в виду только диалог с самим собой и не воображают какого-то собеседника, другие верят, что человек общается при этом с кем-то другим… Однако так ли важно, является ли наше «абсолютное одиночество» кажущимся или нет? Разве не важнее всего то, что оно порождает «абсолютную честность»? И если Бог есть, то я убежден, что Он не обидится, если кто-то перепутает Его со своим «Я» и назовёт этим именем»
Главная идея логотерапии Виктора Франкла – заключённое в каждом человеке внутреннее стремление к религиозности, воплощаемое в совести.
В период личностного и культурного кризиса резко снижаются сила духа и зрелость, необходимые для того, чтобы выдержать напряжение противоположностей, которое является лучшим тестом на психическое здоровье. Разумеется, не религия собирает сотни и тысячи людей на ралли и трубит о своей идеологии, хотя и она тоже вносит в это немалый вклад. Бог, которого телевизионный проповедник назвал личным исповедником, – это не Бог, а культурный или личностный артефакт. Как мы уже знаем, такое «оживление» образа бога граничит либо с наивностью, либо с идолопоклонством.
Не менее наивны люди, которые думают, что они живут без богов, проповедуют светские наслаждения или с детства с презрением относятся к теологии. Вот что писал об этом Юнг:
«Мы думаем, что можем себя поздравить с тем, что уже достигли такой вершины ясности, вообразив, что оставили далеко позади всех фантастических богов. Но мы оставили позади только словесные нагромождения, а вовсе не психические факты, которые послужили причиной рождения богов. Мы по-прежнему так же одержимы автономным психическим содержанием, как если бы оно воплощало Олимпийских богов. Сегодня мы называем такое содержание фобией, навязчивым состоянием и т.д. То есть невротическими симптомами. Боги превратились в болезни. Зевс больше не владыка Олимпа, а солнечное сплетение, он представляет собой интересный материал для врача или поселяет расстройства в мозгах политиков или журналистов, которые неосознанно разносят по миру психические эпидемии»
Об отношении Юнга к религии:
Выступая перед Гильдией пасторской психологии в 1939
году в Лондоне, Юнг заметил, что очень многие люди утратили осмысленную связь с великими институтами Церкви и Власти. Так как Эго, ощущающее неоднозначность, испытывает дискомфорт, многих людей увлекли самые распространенные в тридцатые годы идеологии – марксизм и фашизм. А люди, которые не приняли эти идеологии, по мнению Юнга, интериоризировали свой экзистенциальный страх в виде неврозосветских идеологий: материализма, гедонизма, нарциссизма.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), профессор хирургии, лауреат Государственной премии. На его долю выпало то, что пережил любой русский православный архиерей первой половины XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки.Пройдя весь этот коммунистический ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины.
Доктор медицинских наук, ученый, хирург, педагог и художник – принял священный сан в самые страшные годы большевистских гонений на Церковь, в 1921 году. За мужественное исповедание Православия его многократно арестовывали. Многие годы он провел по тюрьмам и лагерям, но всегда помнил о высоком призвании врача. Исцеляя тело, он врачевал и духовные раны.
Судьба Владыки поистине невероятна – в Советском Союзе архиепископ руководил работой госпиталей! В 1945 году его наградили бриллиантовым крестом и медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг”. В 1958 году после тяжелой болезни Владыка ослеп, но в течение трех лет продолжал управлять Симферопольской епархией, служил в храме (наизусть читал богослужебные молитвы), без посторонней помощи входил в храм, прикладывался к иконам… В свободное время принимал больных, поражая врачей безошибочными диагнозами.
…Продолжение см. ниже


реклама от администратора сайта

Психолог, психотерапевт, психиатр. Консультации кризисных пар. Коучинг. On-line консультации
Интернет-радио #P_S_Y (сеансы по воскресеньям) ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск,
ул.Мельникайте, 2-503А, +375296666838 (Telegram: @doctor_yudik)
р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО “АЛЬФА-БАНК”
ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ – ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ – тут. Посещение – после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП). Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COM

Расписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)

В 1945 – 1947 годах Владыка закончил работу над самой знаменитой своей книгой – “Дух, душа и тело”, которую начал в начале 20-х годов. В ней просто и доступно рассказывается о душевном и телесном началах в человеке, приводятся неопровержимые доказательства правильности христианского мировоззрения на тайну человеческого существования. В советские времена эта книга была одним из самых читаемых самиздатов.
Митрополит Антоний Сурожский — основатель Сурожской епархии Русской православной церкви, которая стала центром православия на территории Великобритании, да и во всей Западной Европе.
Родился в 1914 году в семье русского дипломата в Персии, эмигрировал с семьей во Францию, учился на медика. В 1939 году ушел во французскую армию, перед этим тайно приняв монашеские обеты.
Участник Движения сопротивления. После войны рукоположен в священники. В конце 50-х годов становится самым молодым епископом Русской православной церкви. В 60-е годы — патриарший экзарх, управляющий Западной Европы. Посвящен в сан митрополита.
А в 1974 году он слагает с себя полномочия экзарха в знак протеста против высылки из СССР Солженицына. Многие десятилетия служил в церкви Успения Богородицы в лондонском районе Кенсингтон. Митрополит Антоний — автор десятков книг и статей, от популярных проповедей до философских трактатов.
И, тем не менее, фигур, подобных митрополиту Антонию, в истории русской церкви ХХ века немного. Более того, покойный митрополитСурожский был едва ли не единственным современным русским религиозным философом, которого слушали и чтили представители других христианских конфессий.
Владыка Антоний был христианским мистиком в том смысле, что верил в возможность для любого уверовавшего в Христа почувствовать присутствие Бога рядом.
Так, как это случилось с ним самим, равнодушным к вере подростком, когда, уступив просьбам родных, он однажды взялся читать Евангелие и, по его собственным словам, вдруг ощутил, что Христос незримо находится в комнате рядом с ним.
Вся жизнь митрополита Антония — это опыт построения истинно христианского существования в светском, подчас жестоком и равнодушном мире.
Он стал, возможно, самым успешным православным проповедником на Западе в минувшем веке. Просто одетый, он просто говорил о сложных проблемах бытия и преображал жизни людей.
Митрополит Антоний скончался 04 августа 2003 года в Лондоне.

Добавить комментарий

Прокрутить вверх
%d такие блоггеры, как: