Крах метавселенной: от виртуальных офисов к реальным увольнениям…
В 2021 году, когда Facebook сменил название на Meta, казалось, что настало время метавселенных. Корпорации спешили занять своё место в виртуальных мирах, а должность “главного специалиста по метавселенной” стала самой горячей вакансией в tech-индустрии. Gucci продавала виртуальные сумки дороже реальных, а аналитики прогнозировали, что к 2030 году метавселенная будет стоить $5 триллионов.
Но уже в 2024 году ландшафт цифровых инноваций выглядит совсем иначе. Виртуальные площадки пустуют, NFT-проекты забыты, а вчерашние энтузиасты метавселенной срочно переквалифицируются в специалистов по ИИ. Что же произошло с грандиозными планами по переселению человечества в виртуальную реальность и почему поменялись цифровые амбиции tech-гигантов и модных брендов за последние три года.
Весной прошлого года на одном из мероприятий в Нью-Йорке Роберт Трифус, тогдашний генеральный директор Gucci по “Vault” (виртуальной торговой площадке бренда), утверждал, что недавний спад ажиотажа вокруг метавселенных это лишь кратковременная заминка. «Я рассматриваю это скорее как коррекцию», — сказал он собравшимся. «Сейчас мы находимся на гораздо более перспективном этапе и компании очень серьёзно относятся к тому, что они делают». Когда его спросили, как покупка недвижимости в метавселенной согласуется с целями Gucci как бренда, он загадочно ответил: “Метавселенная — это возможность принять цифровое «Я».
В следующем месяце Трифус «внезапно» покинул Gucci. По словам представителей бренда, он ушел «в поисках других возможностей». Месяц спустя Vogue Business сообщил, что Трифус станет новым генеральным директором Stone Island. Сразу же появились предположения о том, войдёт ли Stone Island в метавселенную. Но пока что этого не произошло.
Публичное стремление Трифуса ко всему виртуальному и его недолгое пребывание на посту главы по развитию метавселенной в Gucci — это часть более глобального процесса, который на короткое время охватил частный сектор в конце 2021 года. На волне ажиотажа вокруг метавселенной, как новой “золотой” возможности для коммерции, множество брендов поспешило запустить свои собственные виртуальные витрины. Три четверти руководителей компаний, опрошенных компанией Russell Reynolds в 2022 году, заявили, что нанимают профессиональных специалистов для развития виртуального сектора.
Несмотря на то, что названия должностей варьировались, их основная роль, заключалась в том, чтобы помогать брендам разрабатывать новые стратегии с использованием тогда ещё непонятных технологий, таких как NFT и криптовалюты.
Всё началось в октябре 2021 года, когда Facebook сменил название на Meta, тем самым сообщая о своей новой ориентации на метавселенную. Марк Цукерберг представил общественности концепцию Meta как огромную и чрезвычайно прибыльную виртуальную площадку, где будущие поколения будут работать, играть, общаться, встречаться и делать покупки. Reality Labs, подразделение компании фейсбука занимающееся виртуальной реальностью, получило на развитие метавселенной 13,7 миллиардов долларов в 2022 году.
Бренды ухватились за новую возможность продавать виртуальные товары и развлечения. Потребители выстраивались в очереди, чтобы посетить VR-концерты и купить кроссовки NFT. «Многие бренды поспешили поэкспериментировать и у них появилось ощущение восторга от захвата новых территории», — говорит Мэтью Болл, автор книги “The Metaverse”. «Никто не хотел оказаться последними и все стремились стать первыми».
…Продолжение см. ниже
реклама от администратора сайта
Психолог, психотерапевт, психиатр. Консультации кризисных пар. Коучинг. On-line консультации
Интернет-радио #P_S_Y (сеансы по воскресеньям) ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск, ул.Мельникайте, 2-503А, +375296666838 (Telegram: @doctor_yudik)
р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО “АЛЬФА-БАНК”
ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ – ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ – тут. Посещение – после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП). Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COM
Расписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)
Особенно заинтересовались этим люксовые бренды, которые стали активно осваивать новый вид электронной коммерции. Gucci активно начали покупать цифровую недвижимость и подавать цифровые аналоги своих товаров. Виртуальная версия сумочки “Dionysus” была продана за $4100, что на $800 дороже, чем её физический аналог. Ювелирная компания Tiffany&Co запустила в продажу виртуальные ожерелья «NFTiffs», созданные по аналогии с серией NFT криптопанков. Виртуальное ожерелье продавалось по цене 50 000 долларов за штуку и принесло компании прибыль более 12 миллионов долларов. Бренд “Burberry” стал продавать свои фирменные виртуальные скины для Minecraft, что принесло им 6,8 миллионов долларов прибыли. Юридические фирмы также начали активно работать в этом направлении. Особенно после того, как “Hermès” подал в суд на создателя и продавца NFT «MetaBirkin», которые были основаны на знаменитой сумке Birkin. Отражая общую волну ажиотажа вокруг метавселенной, компания McKinsey в апреле 2022 года опубликовала оптимистический отчёт, в котором оценила метавселенную в 5 триллионов долларов к 2030 году. Но ажиотаж начал резко падать и люди быстро потеряли интерес к цифровым мирам.
“Horizon Worlds” — флагманская VR-платформа компании Meta, превратилась в виртуальный город-призрак, населённый немногочисленными цифровыми аватарами. В конце 2022 года агрегатор данных DappRadar опубликовал статистику, согласно которой, в “Decentraland” — виртуальной «песочнице», где пользователи могут покупать и продавать виртуальную недвижимость — было всего 38 активных пользователей в течении суток. При этом рыночная стоимость компании на тот момент составляла около 1,3 миллиарда долларов.
В конце 2022 года компания Meta, как и большинство других крупных игроков Кремниевой долины, быстро перенаправила большую часть своих капиталов и PR-сил на искусственный интеллект. Что казалось весьма перспективным направлением после выхода ChatGPT в ноябре 2022 года.
Аналогичная ситуация была в 2007 году. Тогда появилась онлайн-игра с открытым миром “Second Life”, в которой пользователи взаимодействовали между собой при помощи цифровых аватаров. Игра вызвала огромный ажиотаж и быстро стала очень популярной. Это привлекло внимание множества крупных компаний, которые попытались извлечь из этого выгоду. IBM, Cisco и Microsoft потратили огромные суммы на покупку цифровых островов в Second Life. Но к 2010 году они публично отказались от участия в проекте, назвав это «дорогостоящей ошибкой».
Создатель “Second Life” Филипп Роуздейл сказал, что компании ошибочно полагали, что эти виртуальные миры привлекут компаниям целевых клиентов, но в онлайн-игры с открытым миром, такие как Fortnite и Roblox, играют в подавляющем большинстве дети.
Сегодня топ-руководители, занимавшиеся метавселенной, остались без работы. Но некоторые из них переключились на освоение ИИ. Пратик Тхакар, руководивший метавселенной в Coca-Cola, после провала этого направления, в августе 2023 года занял должность руководителя глобального генеративного ИИ в компании. Примерно в то же время потерял свою работу Майкл Уайт, которому было поручено возглавить метавселенную Disney в 2022 году. Его уволили после закрытия подразделения бренда занимавшегося метавселенной. А через несколько дней компания объявила о запуске нового подразделения занимающегося ИИ. После ухода Трифуса из Gucci бренд объявил о сотрудничестве с Christie’s в рамках своего первого проекта генеративного ИИ. Кэти Хакл, получившая прозвище «крёстная мать метавселенной» также дистанцировалась от этой концепции, основав в начале этого года «компанию по разработке решений в области пространственных вычислений и ИИ».
Bloomberg опубликовал статистику, согласно которой в последнем квартале 2022 года было зафиксировано всего два упоминания метавселенной в публикациях о доходах компаний из списка S&P 500. При этом в первом квартале 2023 года ИИ упоминался 1073 раза.
В качестве причин падения метавселенной приводят различные доводы — от отсутствия аудитории до неудобного и дорогого VR-оборудования. Ожидания от метавселенной не оправдались и Цукерберг это прекрасно понимает. Он упомянул это слово всего три раза в своей часовой программной речи на конференции разработчиков Meta Connect — несмотря на то, что это одноименное название его компании.
В качестве наследника метавселенной выступила дополненная реальность, которая подхватила то, на чëм остановилась метавселенная. Поскольку метавселенная, ориентированная на VR, явно не пользуется успехом у мейнстрима, то многие технологические бренды стали склоняться к AR. И пока что это выглядит многообещающим. Компания Meta представила «умные очки дополненной реальности», созданные в партнёрстве с Ray-Ban. Apple развивает AR-функционал своих Vision Pro. Также в скором времени ожидается финальная версия новых AR-очков от Google. В то же время слово «фиджитал» стало новым маркетинговым словом, обозначающим якобы растущий спрос среди потребителей на сочетание физических и онлайн впечатлений.
По мнению Шары Сендерофф, основательницы студии виртуального дизайна Futureverse, поворот технологического мира к AR — это попытка вернуться к той форме виртуального опыта, которая будет более приемлемой для рядового потребителя.
«Мы пропустили один шаг», —говорит она. «Мы перешли от “ничего” сразу к 6-фунтовым VR-гарнитурам. Это очень не удобно. Теперь мы видим, как Apple и Meta облегчают вес своих гарнитур, чтобы сделать их более доступными и комфортными для людей».
Meta и команда Vision Pro от Apple, пересмотрели свои взгляды и пришли к выводу, что никто не хочет жить внутри компьютера. И поэтому они перестроили свои маркетинговые стратегии и трансформировали метавселенную из полностью виртуального опыта в тот, который можно получить с помощью AR-очков компании. Они надеются, что это в отличии от VR, станет настоящим хитом мейнстрима