fbpx

Коучинг или психологическая помощь ?

Коучинг изначально был узко направлен и профессионально ориентирован на спорт, бизнес и музыку, то есть, на те сферы, где конкуренция очень сильна, а достижения важны. Но в наше время вопросы достижения и конкурентоспособности актуальны уже не только в профессиональной деятельности, но и в плане личного развития. Именно это послужило появлению и развитию множества новых видов коучинга — от финансового до родительского. Но, тем не менее, все его виды можно свести к трем основным:

Карьерный коучинг — используется при карьерном планировании, выборе пути профессионального развития, сопровождении в поиске работы.

Бизнес-коучинг направлен на поиск максимально эффективных путей достижения целей компании. В работе с руководителем (владельцем) компании бизнес-коуч будет прояснять ценности компании, ее миссию, цели и задачи, разрабатывать стратегии успешного развития конкретного бизнеса, опираясь на имеющиеся ресурсы компании и учитывая потенциал ее развития.

Лайф-коучинг (или персональный коучинг) направлен на улучшение в различных сферах жизни — здоровье, отношения, финансы, самореализация, творчество и т. д.

Бывает, что человек параллельно работает и с психологом, и с коучем 🙂 иногда чередует работу, иногда от психолога приходит к коучу, иногда наоборот.
Коучинг направлен в будущее, на то, чтобы человек развивался и двигался вперед, на вывод из зоны комфорта – на изменения и рост (да, в итоге построится новая зона комфорта, из которой тоже рано или поздно захочется выйти и покорить новые вершины).
Коучи практически не занимаются прошлым. Есть пара методик, где мы очень аккуратно прорабатываем неприятный опыт, который когда-то был получен, но делаем это бережно и деликатно, очень мягко и в привязке к будущему.
Психотерапия – почти всегда связана с процессом. Коучинг – ориентирован на результат.

Логично, что психотерапия обычно длится намного дольше. В коучинге иногда хватает одной сессии (хотя оптимально минимум три – т.к. это дает возможность подойти к вопросу с разных сторон, и соответственно КПД такой работы намного выше).
Обиженный коуч рассказывает, как непорядочный клиент с особым цинизмом заставил оказывать психологическую поддержку по тарифам коучинга:

Мой первый клиент пришел ко мне за командным коучингом и управлением знаниями рабочих команд. Я должен был организовать мозговые штурмы рабочих команд по выявлению узких мест в продажах, снятию их и вообще обнаружению новых форм и способов продаж. Пилотный проект был рассчитан на два месяца, на еженедельные двухчасовые встречи с командами. Сразу скажу, что первая же команда, если считать продажи в штуках, превзошла свои объемы на 40 %, а я приобрёл клиента на несколько лет, поработал со всеми 12-ю командами этой фирмы и в итоге способствовал трансформации всей системы ее управления.
Но чисто феноменологически с первых же шагов работы с этим моим клиентом меня поразило одно обстоятельство.
Если за 2 месяца работы я продавал своему клиенту 16 часов работы, то разнообразные обсуждения целей, итогов, промежуточных результатов с собственником “стоил” мне 8 часов транзакционных издержек. В эти 8 часов входили его рассказы о личной жизни, отношениях с соучредителями, с конкретными сотрудниками и так далее. Короче говоря, под видом постановки задачи, он потреблял мою психологическую поддержку. Я все не мог понять, почему так сложно признаться себе, что тебе нужна психологическая помощь и купить ее напрямую. И вот вам первое мое открытие – очень часто обращение за помощью к консультанту по управления по сути является запросом на психологическую поддержку.

Именно этим феноменом можно объяснить известную статистику о том, сколько процентов консультационных проектов приводят к реальным организационным изменениям в фирме-клиенте. Т.е. вот консультант работает с фирмой, они проводят диагностику, определяют, какого рода и как процессы надо поменять, продумывают новое содержание бизнес-процессов, воплощает в пилотных проектах, затем в случае успеха регламентирует их и на этом заканчивает. Процентах в 80 случаев эти регламенты в дальнейшем не реализуются, консультант обижен, зато клиент доволен. Ибо не в регламенте было дело. Просто собственнику надо было разделить с кем-то свою боль, тревогу, одиночество и т.д. Он это и получает получает, но ведь реальному пацану западло признаться себе в том, что у него есть “непацанские” “душевные” слабости, стыдно в этом признаться. А так на столе остаётся красивый документ, с красивыми квадратиками и стрелочками, с четкой детальной инструкцией действий, которые можно повторить, и обязательно в кожаной папочке с золотыми буквами. Какой никакой актив структурного капитала. Душевные трансформации в такую форму капитала не упакуешь, увы.
Между прочим, консалтинговые фирмы обо всем этом догадываются, иначе они бы не писали в своих корпоративных регламентах требования по “выслушиванию болей клиента”, как обязательного элемента заключения с клиентом контракта.
Однако, беда в том, что психологические проблемы не сводятся к дефициту психологической поддержки, они самым непосредственным образом влияют на рост или падение стоимости фирмы. влияние психологических проблем на капитал фирмы очень легко узреть.
И тут мы снова обратимся к моему опыту.

…Продолжение см. ниже


реклама от администратора сайта

Помощь психолога, психотерапевта, психиатра . Клинический гипноз. Консультации кризисных пар. On-line консультации 
Терапевтические группы. Кабинет в центре. Парковка. ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск,
ул.Мельникайте, 2-503А, +375 29 1188838 (А1)                                 р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО “АЛЬФА-БАНК”                        ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ – ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ – тут.     Посещение – после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП). Рассрочка по программе “ХАЛВА” – при предоплате (рассрочка 2 мес) 5-ти сеансов по согласованному графику, либо (рассрочка 3 мес) 10-ти сеансов , с предварительным одобрением графика посещений. Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COMРасписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)

Я про построение систем непрерывного совершенствования деятельности фирм.
Представьте себе корпорации, которые реализуют у себя системы менеджмента качества, бережливого производства, кайдзена, аджайла на худой конец. Типичный проект выглядит следующим образом: вы создаете что-то вроде системы сбора рацпредложений от сотрудников, которые отбираются специальной комиссией, а затем под присмотром этой же комиссии реализуются в каком-нибудь подразделении с кропотливой оценкой эффективности и ROI реализуемого решения. Вы представляете себе в среднем, каков масштаб результатов? Вы понимаете, что он в любом случае находится на тактическом уровне?
А теперь ради интереса поинтересуйтесь, от чего рушились глобальные корпорации с самыми совершенными и продвинутыми системами непрерывного совершенствования деятельности. Вы узнаете, что от стратегических ошибок первых лиц. Из которых процентов 70 имеют под собой психологическую подоплеку. Ну потому что ЛПР так “видит”. А видит он “так” часто потому что утрачивает связь с реальностью из-за разного рода неврозов. И тогда возникает вопрос, почему бы не создать систему непрерывного совершенствования деятельности для него самого? Тогда, какие объекты должны находится в фокусе его внимания?
Я думаю, во-первых, что-то про оперативное изменение бизнес-модели под ситуацию, а, во-вторых, про психологическую сферу: про способность установления доверительных отношений со стейкхолдерами бизнеса, про влияние эмоций на процесс выбора стратегических решений, про лидерское управление командой и т.д. и т.п. И вот для второго нужно создавать свои систему непрерывного совершенствования, включающую постоянную работу со специалистом, который поможет касаться сознанием тех частей личности первого лица, которые оказываются задействованы в процессе управления.
А то так его личностные узкие места по влиянию на потери бизнеса будут превосходить любые узкие места в цепочке создания ценности бизнеса.

Автор: Андрей Мирошниченко – философ (кандидат философских наук), психолог, супервизор, консультант по управлению.

Добавить комментарий

Прокрутить вверх
%d такие блоггеры, как: