#выЗнали ?
На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль — не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям. Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»?
Один из самых частых ответов на вопрос, что отличает человека от животных – мораль и нравственность. Откуда берется эта обитающая где-то в области сердца способность различать добро и зло, «нравственный закон внутри нас», которому удивлялся Кант? Ответ еще недавно казался очевидным — конечно же, его сформировала культура, противостоящая нашему звериному началу.
Для европейской культурной традиции наша душа — арена вечной борьбы между телом и духом, природой и воспитанием, низменными инстинктами и волей, животными страстями и нравственными идеалами. Одним словом, животное – плохое, культурное – хорошее.
Недоверие к «звериной натуре» разделяли и ученые, ведь в мире живой природы бал правит жестокая борьба за существование, в которой выживают самые сильные и бесцеремонные. Но исследования голландского приматолога Франса де Вааля полностью изменили взгляды ученых на происхождение нравственности и сострадания. Вот что он видел, изучая обезьянью жизнь:
«Добрые поступки совершаются спонтанно, без участия экспериментаторов. Так, старая самка Пеони живет вместе с другими шимпанзе в открытом вольере. Когда из-за приступов артрита у нее возникают проблемы с ходьбой и лазанием, ей всегда готовы помочь другие самки. Пыхтя и отдуваясь, старушка медленно взбирается на помост, где на сеанс груминга уже собралось несколько обезьян. При этом какая-нибудь самка помоложе (не родственница) терпеливо лезет вслед за ней, с силой подталкивая ее руками под объемистый зад передними конечностями вверх. Нам случалось также наблюдать, как Пеони с трудом поднимается и медленно ковыляет к крану с водой, расположенному довольно далеко. Иногда более молодые самки обгоняют ее, набирают в рот воду, а затем возвращаются и поят старушку: Пеони с готовностью открывает рот пошире, а молодая самка переливает ей прямо туда струю воды. Подобные наблюдения дополняют фактами научную область, которая занимается изучением сочувствия у животных – не только у приматов, но и у собак, или слонов, – даже у грызунов. Типичный пример — то, как шимпанзе утешают расстроенных товарок объятиями и поцелуями – нам удалось зафиксировать тысячи таких случаев. Млекопитающие вообще чувствительны к эмоциям друг друга и всегда реагируют на тех сородичей, кто нуждается в поддержке. Именно поэтому человек так часто приводит в свой дом пушистых плотоядных, а не, скажем, игуан или черепах. Они дарят привязанность и нуждаются в ответных чувствах, они отзываются на наше настроение так же, как мы отзываемся на их эмоции».
Шимпанзе не только ухаживают за стариками, но и делятся едой друг с другом, причем не из страха — самыми щедрыми оказываются доминантные обезьяны. Вот шимпанзе дают возможность выбрать между синим и красным жетонами. Выберет красный — угощение получит только она, выберет синий — такое же принесут и обезьяне в соседней клетке. Обезьяны быстро учатся делать альтруистический выбор, наказывая своих собратьев, лишь если те пытаются угрожать. Приматы запоминают тех, кто оказал им услугу, и стараются отплатить тем же.
Обезьяны чувствуют несправедливость: капуцин рад огурцу, который ему дают в награду за выполнение задания, но видя, как сосед за то же задание получает виноград, он бросает огурцом в экспериментатора и всячески выражает возмущение
…Продолжение см. ниже
реклама от администратора сайта
Психолог, психотерапевт, психиатр. Консультации кризисных пар. Коучинг. On-line консультации
Терапевтические группы. Обучение на психолога. ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск, ул.Мельникайте, 2-503А, +375296666838 (Telegram: @doctor_yudik)
р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО “АЛЬФА-БАНК”
ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ – ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ – тут. Посещение – после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП).
Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COM
Расписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)
. Почему-то чувство справедливости у обезьян больше всего задевает философов, удивляется де Вааль. «Обезьяна не может испытывать чувство справедливости, ведь оно было изобретено во время Французской революции!» — возмущался один из его оппонентов. Другой посвятил целую главу тому, что о справедливости можно было бы говорить, только если бы обезьяна отказалась от винограда, видя, как соседке дали жалкий огурец. Но когда эксперимент повторили на шимпанзе, нашлись поступившие именно так.
Книги де Вааля посвящены не воспеванию обезьяньих достоинств – у них предостаточно жестокости, особенно по отношению к чужим. Цель исследователя иная – показать, что нравственное чувство имеет инстинктивную природу. Выводы де Вааля касаются человека не меньше, чем животных: из них следует, что человек даже по природе своей – существо достаточно альтруистичное и миролюбивое, склонное к сочувствию и взаимопомощи, если его, конечно, не доводить. Быть хорошим — естественно, для этого вовсе не нужны неустанные усилия государства, церкви, школы и прочих воспитателей — достаточно не мучить человека, не унижать, не пугать, быть справедливым, не загонять в угол.
Двадцатилетние исследования приматологов в тропических лесах Конго показали, что отдельные шимпанзе и гориллы годами встречались и взаимодействовали друг с другом, причем животные намеренно искали «знакомых» и избегали других обезьян. В основном этим занимались молодые приматы обоих видов, которые затем проводили много времени, играя друг с другом и совместно добывая пищу.
#СовыНетоЧемКажутся
По мотивам книги Анны Смирновой и Зои Зориной “О чем рассказали «говорящие» обезьяны”:
Что же такое настолько отличает нас от прочих животных, что мы вообще не готовы считать себя частью животного мира? Многие, вслед за знаменитым лингвистом Ноамом Хомским, считали, что все дело – в особом «речевом органе» мозга, программирующем генерацию и восприятие речи (анатомически это ансамбль нейронных колонок, в котором участвуют зона Брока, зона Вернике и другие области коры).
Но однажды животные заговорили. Честь «первого контакта» — разговора представителей разных биологических видов — принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам (все трое – на фото). Обучить обезьян человеческой речи пробовали и раньше, но это оказалось невозможным – не из-за недостатка ума, а из-за различий в устройстве гортани. Но Гарднерам в 1966-м году пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые.
Гарднеры воспитывали Уошо как собственного ребенка. Она не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приемные родители, но задавала вопросы, отпускала комментарии и сама заговаривала с ними. Первым ее «словом» стал знак «еще!»: еще пощекотать, обнять, угостить или познакомить с новыми словами. За три года жизни с Гарднерами Уошо освоила 350 знаков-слов американского языка глухонемых и научилась объединять их в простые предложения. Вот, например, Уошо пристает к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую тот курил: следуют знаки «дай мне дым», «дым Уошо», «быстро дай дым». В конце концов исследователь сказал: «Попроси вежливо», — на что Уошо ответила: «Пожалуйста, дай мне горячий дым». Впрочем, сигарету ей так и не дали.
Легко дались шимпанзе и такие, казалось бы, чисто человеческие умения, как шутить, обманывать и даже ругаться. Одного из служителей, долго не дававшего ей пить, она назвала «грязным Джеком». А ведь ругаться — дело совсем не такое примитивное, поскольку говорит о способности Уошо употреблять слова в переносном смысле, обобщать их значения. Собственно, на этой способности обобщать с помощью слов и строится человеческая разумность.
Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем дети, начинающие овладевать языком. Один из первых выученных ей знаков — «открой!» — она сначала применяла, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок и наконец даже чтобы открыть водопроводный кран. Уошо правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем, порядок слов в предложениях, – например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя».
Тем временем в лабораторию Гарднеров привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. И когда у Уошо родился детеныш, он начал учиться жестам, наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. Исследователи не раз замечали, как Уошо «ставит ему руку» — поправляет жест-символ. В итоге образовалось целое микросообщество «говорящих» обезьян – «семья Уошо».
В 70-е годы несколько групп независимых исследователей, работавших с разными видами человекообразных обезьян, подтвердили и дополнили эти данные. Среди говорящих обезьян появились особо одаренные знаменитости, такие как горилла Коко или бонобо Канзи, знавшие тысячи слов. Исследования «говорящих» обезьян стали одним их важнейших аргументов в пользу отсутствия принципиально разрыва в способностях между людьми и животными. Языковое творчество (перенос значений), способность к абстрации и рекурсии – на все это обезьяны оказались способны и без человеческого “языкового органа”.
Вот только в эксперименте по разделению фотографий на эти две категории — «люди» и «животные» — все «говорящие» обезьяны, с которыми проводили этот эксперимент, относили себя к категории «люди».
Расписание психотренингов в 2022 г. (Школа психофизической регуляции д-ра Юдицкого)