Поведенческая (бихевиоральная) терапия направлена на изучение связи между бывшими проблематичными формами поведения и внешними раздражителями, которые их обусловили. Научной базой поведенческой психотерапии является теория бихевиоризма. Поведенческая терапия чаще является краткосрочным лечением, которое ограничивается оговоренным заранее числом сеансов. Внимание сосредоточивается на поведении пациента в настоящее время и на том, как оно развивалось на определенном отрезке времени. При этом под термином «поведение» подразумеваются не только заметные со стороны модели поведения, но и мысли, чувства и соматические реакции. В процессе поведенческой терапии успех часто наступает раньше, чем при других видах психотерапии, и более конкретен. Поведенческая терапия, как правило, сосредоточена на анализе условий, входящих в круг проблем, она в высшей степени зависит от тщательной оценки нарушений поведения, подлежащих лечению, а также от степени сотрудничества пациента с врачом и его участия в лечении. Поэтому психотерапевт всегда начинает знакомство с пациентом с конкретного выяснения и разъяснения ему в понятной и убедительной форме модели расстройств его поведения. Только когда потребность пациента в разъяснении удовлетворена и вытекающая из нее стратегия предстоящей терапии абсолютно ясна, станет возможным активное сотрудничество и возрастает личная ответственность пациента за ход лечения. Поведенческая терапия применяется при широком спектре расстройств: при психических и так называемых психосоматических, а также при чисто соматических заболеваниях. Методы поведенческой терапии применяются изолированно или вместе с другими видами терапии. Они особенно полезны при лечении страхов, в частности при панических расстройствах, фобиях, а также депрессиях и других аффективных расстройствах, нарушениях приема пищи, сексуальных проблемах, шизофрении, асоциальном поведении, расстройствах сна и внимания, гиперактивности, аутизме, трудностях в обучении и других нарушениях развития в детском возрасте, а также при языковых и разговорных проблемах. Кроме того, поведенческая терапия предоставляет возможности для преодоления стрессов и лечения клинических проявлений повышенного кровяного давления, головных болей, астмы и определенных желудочно-кишечных заболеваний, в частности энтеритов и хронических болей. Многие методы борьбы со стрессами, включая биологическую обратную связь и тренировку с целью релаксации, являются ничем иным, как видами поведенческой терапии. Методы поведенческой терапии объединяют множество стратегий, методов и отдельных методик, которые опираются на самые различные теории и модели психологии как научной дисциплины о поведении и переживаниях человека. Наряду с непосредственным успехом — ликвидацией проблемных форм поведения — пациент испытывает чувство обновленного доверия к самому себе, самоуважения и осознания своей силы. «Если я могу это, то справлюсь со всем!» В то время как отдельные формы психодинамической терапии ведут начало от теории и практики Зигмунда Фрейда, то исток поведенческой терапии — научная психология и, в частности, отдельные ее разделы, в числе которых работы по экспериментальной психологии русского физиолога Павлова, американских психологов Уотсона и Скиннера и многих других. Так же как и психодинамическая терапия, поведенческая терапия со времени своего возникновения значительно продвинулась вперед как в теории, так и в практике. В отличие от описанных выше терапевтических методов, центром тяжести и точкой приложения терапевтических усилий в поведенческой терапии являются поступки индивидуума, их пусковые механизмы, а не их значение и причины для их свершения. Методы поведенческой терапии используют специфические модели для объяснения возникновения и стойкости психических расстройств и базируются на достижениях экспериментальной и когнитивной психологии, а также психофизиологии, педагогической психологи и социальной психологии. При этом предполагается, что каждый человек имеет свою личную и отчасти только ему принадлежащую историю, которая выясняется анализом поведения и условий до начала лечения. Индивидуальные особенности (характер поведения, мысли, чувства или физические особенности) приходят в критическое столкновение с условиями окружающей среды и ситуаций, что может стать причиной болезненного,проблематичного или симптоматического поведения. В случае внезапной панической атаки критические «пусковые» условия могут вызвать тяжелую, опасную для здоровья стрессовую реакцию, выражающуюся в, например, внезапном необъяснимом сердцебиении в переполненном вагоне метро, бессоннице или др. чрезмерных реакциях организма. Эти одновременно действующие факторы,автоматически включающие воспоминание о некой ситуации, возможно, угрожавшей жизни, могут, усиливая действие друг друга, создавать своего рода «заколдованный круг» и привести к появлению панической атаки. Если этот процесс связан с определенной ситуацией, например пользованием общественным транспортом, то пациент будет склонен избегать в будущем подобной ситуации. Такое поведение еще больше усиливает страх перед тем, что однажды уже пережитая ситуация может повториться. Если такое стремление избежать «опасной» ситуации находит поддержку, это может привести к быстрому развитию панической атаки и агорафобии. У человека, который боится пережить опасный для жизни несчастный случай, может развиться сопротивление или страх выполнения какого-либо действия, вследствие чего он способен отказаться от значимого для него поведения. Это неадекватно закрепившееся приспособленное поведение может быть, однако, вновь улучшено. В зависимости от характера трудностей, переживаемых пациентом, возможен выбор метода, который поможет ему справиться с ними. Сюда могут быть отнесены конфронтирующие методы для преодоления страхов, а также экспозиционные методы, когда психотерапевт наглядно обучает пациента тому, как он может облегчить свои переживания тревожащей его ситуации, представляя ее себе мысленно или инсценируя в реальности. С помощью такого подхода старые закрепившиеся условно-рефлекторные процессы могут быть медленно и постепенно погашены. Кроме того, при многих расстройствах, например социальной фобии, заметную роль играет процесс изучения определенных моделей. Это означает, что люди на основании собственных наблюдений за поведением других (включая и его последствия) переносят это поведение на себя или же обдумывают и самостоятельно изменяют свое поведение. Методики поведенческой терапии. – Тренировка расслабления и снятия напряжения Для того чтобы научиться расслаблять свою мускулатуру и снимать напряжение, проводится ряд упражнений, во время которых пациенту предлагается попеременно напрягать и расслаблять мышцы, соблюдая последовательность включения отдельных мышечных групп, начиная с пальцев ног и оканчивая головой. Эти упражнения продолжаются до 30 минут и служат исходной позицией для применения других терапевтических методик, в частности десенсибилизации. При этом пациент обучается лучше дифференцировать свои ощущения во время мышечного напряжения и расслабления и в дальнейшем может применять это приобретенное умение в трудных ситуациях. Сходное действие имеет и аутогенная тренировка. Системная десенсибилизация После упражнений на расслабление пациентам постепенно предлагается столкновение с неприятными ситуациями, способными провоцировать страх. Психотерапевт пользуется этим методом, мало-помалу противопоставляя себя пациенту и предлагая ему решать все более сложные ситуации с участием устрашающего объекта или персоны, или побуждает пациента представить себе такую конфронтацию. Так, например, пациента, испытывающего страх перед пользованием лифтом, провожают до двери лифта, поощряют его зайти в кабину, закрыть за собой дверь и пробыть там пару минут, прежде чем выйти. В последующие дни — проделывать то же самое и подняться на один этаж, затем на два и так до тех пор, пока пациент не научится пользоваться лифтом без страха. Повторная конфронтация с агентом, провоцирующим страх, позволяет постепенно разрушить эту реакцию страха. Методы конфронтации^ Конфронтационная терапия предоставляет пациента его страхам не постепенно, а после небольшой подготовки одномоментно, по принципу вскочить в седло тотчас после того, как ты был сброшен с лошади. Такая тактика продолжается до тех пор, пока в рамках контролируемой ситуации пациент не обучится преодолевать страх. Упражнения могут начинаться с того, то пациенту предлагают представить себе определенную ситуацию, а в некоторых случаях предлагается непосредственное столкновение с реальной ситуацией. Так, например, пациента, испытывающего страх перед лифтом, сопровождают при подъеме и спуске, которые могут продолжаться не один час. В других случаях после подготовки пациенту предлагают представить себе устрашающий несчастный случай, который мог бы с ним приключиться после того, как он захлопнет за собой дверь лифта. Самоконтроль, саморегуляция и самоукрепление Большинство «самовоспитательных» методик применяется не только для уменьшения отклонений в поведении, но и для изменения мыслительных процессов. Пациенты исследуют и оценивают особенности собственного поведения, особенно те, которые желательно изменить. Они обучаются тому, как похвалить или наказать самого себя. Такое самопоощрение, заслуживающее похвалы, состоит в том, чтобы поздравить себя с самостоятельным выполнением ранее неосуществимой задачи — «Лиза, ты просто прелесть!» — радуется пациентка, страдающая «блокадой письма», когда ей удалось преодолеть внутренне сопротивление и написать на бумаге пару абзацев. Методы самоконтроля и самовоспитания часто применяются для преодоления дурных привычек, например привычки «слишком много есть». В таких случаях рекомендуется, чтобы пациент записывал, когда и что он съел и как при этом себя чувствовал (протокол самоконтроля), и находил бы приемлемые для себя формы похвалить себя, если ему удается соблюдать диету. Поведенческие упражнения, тренировка самоуверенности, обучение социальной компетенции Поведенческие упражнения служат преодолению трудностей в межличностных отношениях и применяются чаще всего в рамках тренировки самоуверенности. Такие упражнения рекомендуются лицам, которые страдают от своей застенчивости (робости) и теряются, не зная, как себя вести и что говорить в социально значимой ситуации. В используемой нередко «ролевой игре» пациенту отдается роль значимой для него персоны, а роль пациента играет психотерапевт. Тренировка «самозащиты» намеренно проводит человека сквозь трудности, обучая говорить «нет» вместо того, чтобы просить помощи, выражать свои чувства и мнения и проявлять симпатии. Пациентам даются рекомендации, как следует вести себя в определенных ситуациях, которые проигрываются вместе с психотерапевтом. Эти методики особенно эффективны при социальных фобиях. Такое обучение социальной компетенции может помочь больным с отзвучавшими приступами шизофрении и при глубоких расстройствах развития сформировать 1 В той мере, в какой методика ограничена упражнениями в фантазировании, она носит название Implosion. 82 I. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА: КАК ИХ РАСПОЗНАЮТ И ЛЕЧАТ приемлемые в обиходе формы поведения. Оно полезно также при лечении наркомании, так как пациенты обучаются при этом в трезвом состоянии соблюдать нормы поведения в обществе. Следование модели При следовании модели речь идет о том, чтобы принять за образец модель поведения другого лица и следовать ей с тем, чтобы улучшить собственные формы поведения или преодолеть страхи. Обучение на примере модели часто применяется для коррекции поведения детей и подростков. Например, когда ребенок, испытывающий страх говорить при посторонних, наблюдает старшего по возрасту, который встает лицом к группе и свободно говорит, а потом имитирует его поведение. Система укрепления при помощи фишек Этот метод применяется преимущественно в больницах для тяжело психически больных и требует владения методиками работы с фишками. Таким образом, в процессе игры вырабатывается улучшение поведения благодаря твердо установленной системе вознаграждения. При хорошем (упорядоченном) поведении пациенты могут на эти фишки, исполняющие роль денег, приобрести разные блага, например сладости или развлечения.