Психология, психиатрия, психотерапия: конкуренция, единство, противоречие ? Современный кризис гуманитарной психологии.

Психология – наука, изучающая закономерности развития психики и психической деятельности отдельного человека или группы людей. Объединяет в себе естественно-научный и гуманитарный подходы. Психология тесно связана с психиатрией — отраслью медицины, назначение которой распознавание и лечение психических расстройств, и психотерапией, занимающейся вопросами лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека, направленного на избавление человека от проблем эмоционального, личностного, социального характера. Практическая психиатрия основывается и происходит из научной психологии.Современный кризис гуманитарной психологии.

Последние  20-30 лет  количество психологов резко возросло, эту специальность стали готовить и выпускать многие вузы, “университеты”, не говоря о десятках тысяч сотен разномастных и сомнительных “курсах” разного масштаба и пошиба. Какими критериями пользуются администрации вузов и организаторы психобразовательных программ и курсов в выборе преподавателей и методик обучения – не понятно. Ещё больше сомнений вызывает итоговое качество знаний дипломированных “психологов местного розлива”.  В результате резкого выплода дипломированных недоучек, в психологии, как научно-практической деятельности произошёл выраженный “гуманитарный крен”. Это мягко выражаясь. В самом деле происходит мистификация и монетизация  псевдопсихологии, превращающейся в модное направление. Невежественное и мракобесическое. В истинной гуманитарной научной психологии критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) должна соответствовать экспериментальному исследованию природы в науках естественных. Гуманитарная психология 21 века отличается интересом и вниманием не столько к человеку и его деятельности, взаимоотношениям, сколько, в первую очередь — к деятельности духовной. Не побоюсь, этого слова, но из науки психология превращается в шаманизм. Это не повод принижать значение психологии, как базовой системы знаний, навыков и методологии. Это повод внимательно относится к персонам, рекламирующим себя в качестве “психологов-терапевтов”. Позволю предположить, что вышеупомянутые “специалисты”  способны дискредитировать ПСИХОЛОГИЮ в целом и вводить в заблуждение клиентов и последователей. Про “последователей” тут упоминаю по причине, что яркой тенденцией  “гуманитарной психологии” становится организация пирамидальных многоуровневых маркетинговых структур, где под видом обучения “специальным навыкам и знаниям” из адептов элементарно выкачиваются деньги. В этом плане “психологические секты”  мало, или ничем не отличаются от MLM “Гербалайф”, “Тянь-ши”, “Саентология” (Дианетика) или легендарное “МММ”.

Какие отличительные признаки псевдопсихологов ?  В качестве терапевтических инструментов они “впаривают” пациентам ложные и парапсихологические концепции, типа “снятия сглаза” астрологии, нумерологии, ассоциативные карты и гадание на колоде “Таро”, коррекцию проклятий Рода, ссылаются на медиумов и экстрасенсов, не брезгуют и колдовством. Особенно изящный вариант – использование христианских молитв и икон для лечения, околоцерковный экзорсизм. Но высший уровень псевдонаучного шарлатанства – “Расстановки по Хеллингеру”,  обучение на курсах НЛП, и гештальт-терапия.  Некоторые методы гештальта и НЛП (выросшего из гештальта) могут применяться, как технические приёмы, профессиональными психотерапевтами. Но в арсенале шарлатанов они сомнительны и даже опасны.
Диагностировать лжепсихолога просто: применяемые фантастические и мистические методы, приёмы он не может ни обосновать, ни объяснить. Т.е. его ассортимент не имеет отношения ни к науке, ни к доказательной (и официально рекомендуемой) медицине. Ещё ярче его разоблачает нескрываемое стремление нажиться на клиенте. Главное для этих мошенников – деньги, а не здоровье пациентов. Интересная особенность почти всех мистификаторов – они требуют ВЕРИТЬ в свои методы и приёмы. Причём верить слепо и необоснованно. В этом психологи-шарлатаны похожи на религиозных проповедников-фанатиков.

Наглядный пример псевдопсихологического шарлатанства, ( дорого обходящегося жертвам) мародёра и крахобора Александра Ройтмана  (удивительно, что он не стесняется выкладывать видео своего жульничества и хамства в Интернете):  https://www.youtube.com/watch?v=TUQ7-UGXZRU&index=181&t=0s&list=PL8CE08DD6C7D84F01
И ещё пример тренинга парапсихологического жулика Юрия Бурлана: https://www.youtube.com/watch?v=I0AT8u3jMMs&t=0s&list=PL8CE08DD6C7D84F01&index=89

Как определить шарлатана по его сайту или публикациям в соцсетях.

Если в публикации встречаются слова: аура, биополе, чакра, биоэнергетика, панацея, энерго-информационный, резонансно-волновой, психическая энергия, мыслефор-ма, телегония, волновая генетика, волновой геном, сверхчувственный, астральный, — то можете быть уверены, что имеете дело с шарлатанской писаниной.

Список может быть продолжен, но особого смысла в этом нет. Терминология шарлатанской братии всё время расширяется, поэтому ориентирование по «сигнальным словам» не всегда бывает достаточным для правильной оценки текста.

ПРИЗНАКИ ВТОРОГО ПОРЯДКА
Это данные о личности автора. Как правило, основная специальность авторов псевдонаучных произведений далека от областей знания, которым посвящены их опусы. Я намеренно использую термин «опус» (от латинского opus — дело), чтобы не уточнять, книга это, статья или телепередача.
Большой интерес для анализа представляют научные регалии автора. Чем их больше и чем тщательнее они перечислены, тем осторожнее надо относиться к тексту. У настоящих учёных тщеславие считается дурным тоном. Скромное «к.м.н. Абэвэгэдэев» вызывает значительно больше доверия, нежели «доктор проблем мироздания, академик XYZ академии, почётный член того-то и сего-то Фантазм Ахинеевич Чепуханов-Грандиозов».

«Почётное членство» в различных академиях особенно настораживает в силу существенных различий между членом и почётным членом.
Вне всякого сомнения, немало действительно выдающихся людей удостоены множества наград. Но, увы, их труды доступны пониманию только таким же профессионалам, а до популярных публикаций они почти не снисходят. В работах профессионалов отсутствует не только самовосхваление, но и вообще упоминание о ценности данного труда.
Выражения типа: «Наше исследование полностью изменяет представление о том-то и том-то»; «Оно имеет особую ценность»; «Всё, что было до нас, не представляет никакой ценности» — вкупе с обещаниями коренных преобразований в науке, немедленного огромного эффекта при ничтожных затратах, с уничижением предшественников и конкурентов — являют собой достоверные симптомы шарлатанства. Определение автором своего труда как революционного — весьма серьёзная причина усомниться как в компетентности автора, так и в ценности его творения.

ПРИЗНАКИ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
Эти признаки обнаруживаются, собственно, в содержании творения. Некоторые моменты, которые относятся к этому разделу, были уже упомянуты выше. Авторы фантазмических и шарлатанских сочинений отнюдь не заинтересованы в быстрой идентификации их антинаучности. Некоторые достигли выдающихся успехов в мимикрии и удивительно ловко маскируют лженаучную природу своих творений среди вполне разумных рассуждений. Ограничиваясь рамками медицины и биологии, напомню, что в биологических системах и в живых организмах все известные физические законы действуют так же неукоснительно, как и в неживых. Специфические же биологические законы обладают не меньшей силой и также не нарушаются. Поэтому, если автор всерьёз рассуждает о паранормальных способностях — видении через стену, чтении писем в закрытых конвертах, левитации, телекинезе, оживлении покойников, операциях без ножа (с извлечением потрохов, но без раны и шрама), — вы читаете сказку.
Использование наукообразной терминологии рассчитано не столько на сознание читателя, сколько на гипнотизирующий эффект непонятных слов, служащих проводником авторских идей в мозг читателей/слушателей. Читателю просто не оставляют времени на осмысление словесного потока. Он только успевает ухватывать отдельные кусочки, написанные нормальным языком. В них же и заключены мысли, которые, по замыслу автора, должен усвоить потребитель продукта его умствований. …
Итак, повышенная концентрация иноязычных терминов там, где вполне можно обойтись словами родного языка, обилие сложных грамматических конструкций — сигнал читателю: «Смотри, не вляпайся!»Для шарлатанских опусов характерны отсутствие сомнений и нетерпимость к возражениям. Несомненный признак шарлатанства — отсутствие реакции на критику по существу и переход на личность оппонента.Для лженаучных «измышлизмов» характерны универсальность и всеобщность. Шарлатан не унижается до решения узких задач. Уж если он совершил переворот в науке, то глобальный. …Если он изобрёл чудодейственную диету, то она подходит всем, оздоравливает напрочь и без права на апелляцию. Если описывает чудодейственное снадобье, то противопоказаний оно не имеет и давать его можно кому угодно.
Когда автору недостаёт фактических или логических (часто тех и других) аргументов, он прибегает к ссылке на авторитеты. При этом часто покойным авторитетам приписывают высказывания и воззрения, которые были при жизни им абсолютно чужды. Известное дело: мёртвые сраму не имут. В подобных случаях знакомство с биографией великих позволяет достаточно надёжно определить подлог и соответствующим образом отнестись к творению автора.
Если предлагаемое потребителю «революционное учение» не имеет научной предыстории — это очень и очень достоверный признак брехологии.
Наука развивается поступательно, основанием для нового знания всегда служит старое, проверенное. Если же предшественники у автора отсутствуют, а его «наука» выскочила на свет божий, как чёрт из табакерки, совершенно естественным к ней будет отношение, как к нечистой силе. Аналогично предлагаю относиться и ко всякого рода «озарениям», «наитиям» и прочим божьим дарам.
Ещё один признак третьего порядка я назвал бы «небритость по Оккаму». Бритвой Оккама был назван принцип, сформулированный ещё в XIV веке францисканским монахом Уильямом Оккамом, который гласит: Entia non sunt multiplicanda sine necessitate — «Сущности не следует умножать без необходимости». Иначе говоря, не следует придумывать сложное объяснение там, где достаточно простого. Эйнштейн несколько изменил формулировку: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».
В лженаучных опусах этот принцип не соблюдается.

Вышеразмещённая публикация - одна из многочисленных концепций и точек зрения, с которыми администратор сайта может не соглашаться, но рассчитывает на обсуждение.
Проект "ПСИХОСАЙТ" (Психиатрия, психотерапия в Минске) поможет пациентам найти тренинги и группы психотерапии, получить информацию о следующих методах: Гипноз, психоанализ, логотерапия, танготерапия, когнитивно-бихевиоральная психотерапия.  Советы для родственников лиц с нарушениями психики и наркоманов. Профилактика расстройств.
Школа психофизической регуляции (ШПР) доктора Юдицкого
Подробности о консультациях психиатра, психотерапевта, нарколога, клинического психолога. Справка о терапевтических группах, индивидуальных сеансах, тренингах - +373296666838
Обсуждение, вопросы, детали, подробности, мнения, критика на форуме
нарколог Минск, консультация нарколога в Минске, психотерапия зависимости в Минске, алкогольная зависимость,, выведение из запоя в Минске, наркологическая помощь в Минске, лечение наркомании в Минске
#ШПР ,
#терапевтическая_группа ,
#доктор_Юдицкий ,
#psycho_by ,
#психотерапия_Минск ,
#анонимная_психиатрия ,
#нарколог_Минск ,

Добавить комментарий