fbpx

Критерии профессионализма психолога

Требования к профессиональной компетентности специалиста и к его личности.

А. Умение общаться с клиентом – стержневая специальная способность практикующего психолога
Ядром деятельности практикующего психолога является общение, которое разворачивается в виде коммуникации, интеракции и перцепции.
Эффективность психоконсультирование, психотерапии и психокоррекции в значительной степени определяется умением общаться с клиентом, что предполагает искренний интерес к людям, их образа жизни, эмоций, мыслей, умение подбирать правильные слова и тон, которые обеспечивают установление необходимого контакта, умение слушать, терпение.

Итак, талант общения является самым необходимым разрешением для профессиональной реализации психолога-практика. В ее структуре выделяют следующие составляющие:

1) умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность)
2) умение понимать внутренние свойства и особенности человека (интуиция)
3) умение сопереживать (эмпатия)
4) умение анализировать собственное поведение (рефлексия)
5) умение управлять собой и процессом общения.
В процессе общения психолог определяет как изменения в поведении человека, так и влияния психолога на это поведение, осуществляет социальную фасилитацию или поддержку, помощь клиенту. Последнее особенно важно для психолога-практика. Люди, которые имеют высокие показатели в социальной фасилитации, склонны и способны к работе в сфере практической психологии.

В процессе общения с клиентом психолог должен проявлять такие качества:

  1. Способность к эмпатии, сопереживания, сочувствия. Под этой способностью понимают умение глубоко проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть то, что происходит, с его позиции, воспринимать мир его глазами, признавать его точку зрения правомерной и допустимой. Главным в эмпатии готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого человека. Именно благодаря этому качеству психолог способен лучше и глубже понимать клиента и помогать ему.

  2. Открытость. Как свойство личности открытость имеет несколько проявлений. Во-первых, это готовность психолога быть открытым как личность для клиента (правда не настолько, чтобы позиции клиента и психолога поменялись). Мера открытости должна определяться чувствами клиента: если он считает психолога открытым человеком и не боится раскрываться перед ним, то это свидетельствует о желательном уровне открытости психолога. Во-вторых, открытость

  • Это стремление психолога в личном общении с клиентом оставаться самим собой, проявляя при этом свои преимущества и недостатки. Демонстрация клиенту своих недостатков психологом происходит для того, чтобы продемонстрировать, что сам консультант

  • Это обычный живой человек, которому, как и всем людям, присущи недостатки. В-третьих, открытость проявляется в том, что психолог показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы.

  1. Эмпатия сопровождает открытость, одно без другого существовать практически не может. Вместе они позволяют создать атмосферу партнерства между психологом и клиентом.

  2. Проявление личной заботы о клиенте с помощью сочувствие к нему, а также мимики, пантомимики, жестов. То есть такой внешнего поведения психолога, которая демонстрирует искреннюю заинтересованность, заботу психолога о клиенте. Такая забота однако не должна быть чрезмерной. Психологу не рекомендуется в общении с клиентом быть слишком эмоциональным.

  3. Доброжелательность. Эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. Хотя эта личностная качество коррелирует практически со всеми вышеперечисленными качествами личности, но она имеет и свои индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение в любых ситуациях, при любой поведения клиента сохранять ровный, доброжелательный стиль общения.

  4. Особое место в практике психологической помощи занимает
    …Продолжение см. ниже


реклама от администратора сайта

Психолог, психотерапевт, психиатр. Консультации кризисных пар. Коучинг. On-line консультации
Терапевтические группы. Обучение на психолога. ИП Юдицкий И.В.
УНП 692150445, 220004, Минск,
ул.Мельникайте, 2-503А, +375291188838 (Telegram)
р\с BY36 ALFA 3013 2569 0600 1027 0000, ЗАО “АЛЬФА-БАНК”
ул. Сурганова, 43-47, 220013 Минск, Республика Беларусь. СВИФТ – ALFABY2X, УНП 101541947, ОКПО 37526626
Ссылка на страницу ДОГОВОРА ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ – тут. Посещение – после собеседования по телефону и предоплаты (ч\з кассу любого банка, банкомат, интернет-банкинг с карточек VISA и MasterCard или с помощью расчётной системы ЕРИП).

Наличные не принимаются. Портал для безопасной оплаты с карточки: YDIK.COM

Расписание (свободное время для записи на консультации и сеансы)

доверие к клиенту, вера в его способности и возможности самостоятельно преодолеть проблемы. Доверие проявляется также и в том, что психолог готов разделить мнение клиента и принять ее, отказавшись от своей собственной, если она оказывается необъективной.

  1. Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом. То есть психолог должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранять открытость и доверие. Вместе с тем отношения психолога и клиента не должны быть излишне близкими, интимными. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то удаляется, то приближается.

Б. Образование психолога. Должен быть профильный диплом, не обязательно о высшем образовании, но о профессиональной переподготовке или прохождении системы специальных курсов. Знание теории помогает профессионалу определить, какими вопросами он занимается, с какими клиентами работает и сколько стоят его услуги.
Молодые пси­хологи, приступающие к самостоятельной деятельности после окончания вуза, обла­дают только теоретиче­ской подготовкой, поэтому им часто трудно избежать разочарования, когда они не могут из-за недостатка опыта осуществлять дея­тельность, которая вызывала бы признание окружающих. Lля более быстрого профессионального становления важным моментом является сертификация, то есть официальное подтверждение не только знаний, но и практических навыков по конкретным видам деятельности. Получе­ние сертификата будет свидетельствовать о достаточно высокой специальной квалифи­кации специалиста и это будет своего рода пропуск в мир профессионалов.

В. Прохождение личной терапии, проработанность и утилизация личных психологических проблем, настолько, что бы они не переносились на отношения с клиентами/

Увы, профессионализм психологов счету стал маловостребованным, спрос на психотерапевтов-профессионалов уменьшается. За последние годы возникли активные угрозы самому существованию профессионализма как социальному явлению, и не только в психологической сфере. Главная причина этого декаденса – слабый запрос на профессионализм в обществе. Участились высказывания деятелей, принадлежащих к «элите», что стране не нужны высокообразованные люди, нужны только исполнители, а не творцы.
Запрос общества на профессионализм обеспечивает высокий социальный статус профессионалов, формирует позитивные общественные установки, является мощным мотивационным фактором развития. Если престиж профессионализма будет высоким, возникнет сильная мотивация профессиональных достижений.
Увы и ах, запрос на профессионализм, при транслируемой декларированности, совсем невысок. Это обусловлено сильным влиянием теневой экономики, возможностью использовать для быстрого и легкого обогащения несовершенство системы управления, ее коррумпированность. Протекционизм, когда на высокие должности назначают по критериям родственных связей и личной преданности наносит огромный ущерб самой идее профессионализма.

Низкая востребованность профессионализма психологов усиливается сознательным искажением точного содержания данной категории. В частности, активно транслируются и выдаются за единственно точные – обыденные представления о профессионализме и психологов-профессионалах. Например, утверждается, что «профессионал — это человек, занимающийся чем-либо как профессией», в самом деле – профессионализм связывается только с высокой эффективностью и надежностью профессиональной деятельности. Дилетантские и ложные представления о психологах внедряются в общественное сознание множественными фильмами и сериалами искажающими суть работы психолога и его отношений с клиентами , псевдонаучными трансляциями популярных “блогеров”.
Профессионал — это психолог, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, опыта, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной, деятельностной и нравственной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения в профессиональной сфере, имеющие социально-позитивное значение. Особое место принадлежит нравственным компонентам деятельности психолога . В психологических моделях профессионализма и профессионала имеется блок нравственных качеств, влияющий не только на результативность и качество профессиональной деятельности, отражающий ее гуманистическое смысловое и нормативное содержание. Иными словами, настоящий профессионал отличается такими качествами, как честность, порядочность и ответственность. В этом-то и кроется главный ответ на проблему малой востребованности профессионалов в нашем обществе. Ведь настоящий профессионал, в регуляции деятельности которого важную роль играет нравственный, а не только целевой компонент, никогда не пойдет на сомнительные «деяния и проекты», имеющие одностороннюю выгоду, не будет «халтурить» или «ловчить». А теперь зададимся вопросом, а нужны ли такие специалисты для нашей полукриминальной экономики и коррумпированной системы управления?

Ссылки на материалы и публикации, отражающие этические аспекты работы психотерапевта,  психолога и его отношений с клиентами:

Правила отношений психотерапевта и клиента
Негативные воздействия, представляющие угрозу для психосферы, в сумме приводят к следующему:
– формируют негативные психические состояния (страхи, тревожность, высокая напряженность, панические настроения, депрессия);
– способствуют негативным изменениям в духовной сфере человека (девальвация существующих моральных ценностей; формирование псевдоидеалов и псевдоценностей; атаки на культуру, семью и семейные ценности; увод от логики здравого смысла);
– девальвируют культурные ценности (искаженное толкование понятий «творчество», «творческая деятельность», «художественная ценность»);
– девальвируют исторические и национальные ценности;
– негативно влияют на сознание и подсознание человека (особенно это проявляется в «реформах» образования; текстах новых учебников; деятельности многих СМИ; рекламе, с помощью которой стремятся убедить, что простые материально-предметные потребности являются потребностями высшего уровня, то есть духовными и социальными).

Расписание психотренингов в 2022 г. (Школа психофизической регуляции д-ра Юдицкого)

Добавить комментарий

Scroll to Top
%d такие блоггеры, как: